Мнемотехника для взрослых: перестаньте забывать

Содержание
  1. Техники для улучшения качества памяти
  2. Чувства
  3. Юмор
  4. Фантазия
  5. Символы, цвета и цифры
  6. Преувеличение
  7. Ключевые слова
  8. Прием «Матрешка»
  9. Зрительные образы – основа запоминания
  10. Что такое и в чем суть метода
  11. Методики диагностики памяти дошкольников
  12. Основные принципы системы: как научиться мнемотехнике?
  13. Как проходит обучение мнемотехнике дошкольников
  14. Упражнения для дошкольников
  15. Упражнения для дошкольников
  16. Виды мнемотехники
  17. 7 советов от Forbes
  18. Как запомнить имена и лица
  19. Как лучше запомнить вещи в долгосрочной перспективе
  20. Как запомнить, где оставлены ключи
  21. Преобразование информации в визуальную форму
  22. Храните информацию во «дворце памяти»
  23. Учитесь постепенно
  24. Диета для памяти
  25. Мнемоника: упражнения для развития памяти и внимания у взрослых. Подводные камни.
  26. Мнемоника: что это и кому она нужна?
  27. Запоминания сложных и больших текстов.
  28. Показания к началу применения
  29. Понятие мнемотехники
  30. Где и кому пригодится мнемотехника
  31. Мнемотехника для детей
  32. Эффективные техники запоминания
  33. Метод Цицерона
  34. Мнемоника
  35. Чанкинг
  36. Интервальные повторения
  37. Сторителлинг
  38. Мнемонические правила

Техники для улучшения качества памяти

Техника развития памяти – не невозможная вещь. Это самоучитель, предполагающий освоение основных принципов хранения информации, некоторых простых методов и, как при изучении иностранного языка, регулярное использование воспоминаний.

Тренировка памяти не сложная, часто она представлена в виде простой забавной игры. Нередко она тренируется без вашего осознания – например, когда вы пытаетесь вспомнить все, что вам нужно купить в супермаркете.

Чтобы что-то запомнить, необходимо связать эту вещь с определенным фиксированным, неизменным предметом с помощью собственного воображения.

Чувства

Для легкого запоминания информации используйте чувства. Внутренние изображения должны быть максимально живыми; старайтесь использовать обоняние, слух, прикосновение, вкус. Используйте движение и ритм для создания более прочных воспоминаний. Представьте себе движущиеся изображения в пространстве. Чем лучше вам удастся задействовать этот принцип, чем чаще вы будем менять ритм, тем легче будет сохранять вещи в памяти и, в то же время, «вынимать» их оттуда.

Юмор

Чем более комичные, смешные, абсурдные, сюрреалистические ваши внутренние изображения, тем они лучше подготовлены к глубокому сохранению. Сальвадор Дали, великий художник-сюрреалист, однажды сказал: «Мои картины – это написанные вручную фотографии конкретной иррациональности». И во многих случаях это совершенно очевидно.

Фантазия

Эйнштейн сказал: «Фантазия важнее знания. Знание ограничено, воображение же охватывает весь мир, оно дает прогрессу новый импульс». Чем больше человек задействует воображение, тем больше он улучшает память.

Символы, цвета и цифры

Замена обычного или размытого изображения более значимым, интересным образом увеличивает вероятность его длительного сохранения. Также можно использовать традиционные символы (например, лампочка или красный маркер – будьте осторожны, остановитесь).

Использование цифр при запоминании придает основному правилу «расположения и порядка» определенный характер.

Для запоминания полезно использовать весь спектр радужных цветов, это сделает идеи более яркими и живыми, благодаря чему они лучше сохранятся в памяти.

Преувеличение

Один из существенных помощников в хранении новой информации – преувеличение и гипербола. Попробуйте сделать изображения чрезмерно большими или наоборот, как миниатюры, смешными, чрезвычайно пестрыми.

Ключевые слова

Все системы памяти работают с ключевыми словами. Они используют десятки сотен легко запоминающихся ключевых слов. На эти, предварительно закодированные слова, как на вешалку для одежды, вешайте вещи, которые хотите запомнить. Ключевые слова всегда должны быть визуальными, потому что их задача заключается в вызове определенного образа или идеи. Связь между ключевыми словами и запоминаемыми терминами должна быть максимально фундаментальной, несложной.

Прием «Матрешка»

Здесь образы «вкладываются» друг в друга, как в известной игрушке. Здесь применяется второй способ соединения образов. Вспоминаем сок и хлеб, который прикрепляется к крышечке упаковки с напитком.

Плюсы этого приема следующие:

  1. Каждый из образов свободен, к ним можно прикрепить другие, что позволяет сгруппировать информацию по смыслу. Этот прием позволяет запоминать, например, развернутый план.
  2. Информация запоминается структурированно, а образы формируются более качественно. Почему? Потому что мы крепим новый образ к детали старого. А мы помним, что образы должны быть детальными.

Каждый образ, на деталях которого записаны другие, представляет собой информационный блок.

Зрительные образы – основа запоминания

Все, что нужно делать мнемонисту для сохранения нужной информации, – это кодировать ее в зрительные образы, так сказать, перевести ее на язык мозга. Образы должны соответствовать таким требованиям, чтобы они хорошо запоминались:

  1. Объем. То есть, вы должны быть способными прокрутить образ в голове и рассмотреть внутренним взором его с разных сторон.
  2. Размер. Образ должен быть крупным.
  3. Детальность. Если вы представляете цветы, то в идеале должны рассмотреть каждый лепесток, вплоть до его текстуры.
  4. Цвет. Образы должны быть цветными.

Ориентир – чтобы образ можно было подержать в руке. Несложно, правда? Поехали дальше.

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.
 
Основные мнемонические приёмыМнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов.  Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.
 
Метод буквенного кодаМетод ассоциацийПодбор рифмПрименение созвучий Метод римской комнаты, в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.
 

Методики диагностики памяти дошкольников

Диагностика памяти у дошкольников с помощью методик необходима для выявления эффективности и адекватности проведенного обучения, улучшения дальнейших техник образования. После диагностики корректируется план развития, модель обучения детей.

Важно! Диагностирование процесса запоминание у детей в раннем возрасте поможет избежать возможные нарушения в данном процессы и вовремя предпринять необходимые меры. Методики на память для дошкольников:

Методики на память для дошкольников:

  • Усвоение материала,
  • Воспроизведение,
  • Качество сохранения информации.

В процессе диагностики работают зрительная, слуховая и двигательная память.

Основные принципы системы: как научиться мнемотехнике?

Научиться мнемотехнике позволит знание её основных принципов.

Визуализация является главным и неизменным принципом развития мнемоники. Чтобы информация запомнилась надолго, ее необходимо запомнить образно, то есть визуализировать. Главными условиями визуализации являются объемное, яркое, понятное запоминание образа. К примеру, чтобы запомнить любой предмет, его следует представить во всех деталях. 

Например, помидор – красный, круглый, упругий, сочный, свежий. Метод визуализации хорошо работает в отношении определенных конкретных предметов или существ. Если же речь идет об абстрактных понятиях, таких, как счастье, удача, название города или страны, следует применить так называемую «свободную ассоциацию». 

Например, понятие «уют» может воспроизводиться путем визуализации кресла-качалки, пледа и камина. Название города «Волгоград» — с монументом «Родина-мать» и т.д.

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/6xtGugdmyeQ

Как проходит обучение мнемотехнике дошкольников

Обучение системе детей дошкольного возраста часто начинают в 4—5 лет с самых простых приемов.

  • Мнемоквадрат — карточка, где показано одно изображение, одно слово или короткая фраза. Используется с 3-4 лет.
  • Мнемодорожка — ряд из мнемоквадратов. Используется с 5-6 лет.
  • Мнемотаблица — ряд мнемодорожек. Используется с 7 лет.

Упражнения для дошкольников

  1. Предложите малышам изучить, описать и запомнить изображенное на картинках. Сначала дети пытаются с помощью зрительных ассоциаций пересказывать простые сюжеты, позже составляют истории из нескольких иллюстраций. Так по картинкам можно быстро запомнить, как мыть руки, в какой последовательности одеваться.
  2. Игра «Вспомни фигуру» подойдет для детей 4 — 5 лет. С помощью зубочисток или спичек составьте последовательно несколько фигур. Когда ребенок их рассмотрит, попросите его отвернуться. Уберите одну из фигур и попросите отгадать, какую фигуру вы убрали из последовательности. Со временем усложните фигуры. Можно экспериментировать с игрушками, цифрами, любыми предметами.

Подобные приемы мнемотехники помогают детям разнообразить словарный запас, развить речь, строить распространенные предложения в ответах, общаться более уверенно и свободно друг с другом.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным по жизни, советуем также научить его управлять своими эмоциями — как это сделать, читайте здесь.

Есть правила, которые несложно соблюдать при работе:

  1. Увеличивайте время постепенно. В первый день — 5 минут, затем — 10-15. Так постепенно доведите время занятий до 40 минут в день в несколько подходов.
  2. Чем младше ребенок, тем проще упражнения. Мы предложим вам группу упражнений мнемотехники для начинающих «от простого к сложному».
  3. Используйте красочность. Яркие краски и эмоциональное участие родителей не дадут заскучать. И сделают занятие супер интересным!
  4. Не принуждайте. Это только оттолкнет от занятий.

Упражнения для дошкольников

Дошкольный возраст считается благоприятным периодом для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Мнемотехника для начинающих (несложные увлекательные задания, игры) поможет быстрее развиться речи ребенка.Полезно для развития артикуляционного аппарата выполнять задания с использованием звукоподражательных слов. Хорошо корректируют дикцию ― шутки–чистоговорки («Бы-бы-бы ― идет дым из трубы»), потешки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»).

Упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить.

Рассмотрев картинку «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий. Ребенок должен четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж». «Ша-ша-ша ― мы гуляем не спеша; шу-шу-шу ― дам малинку малышу; ши-ши-ши ― где гуляют малыши». Такие упражнения помогают освоить интонацию вопроса и развивают чувство ритма.

Выделяя звук при четком произношении слова отрабатывается навык разбираться в терминологии «звук» и «слово». В работе с детьми необходимо сделать акцент на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса. Для этого могут помочь игры.

Упражнения для начинающих:

  1. «Чей это голос». Цель игры состоит в том, чтобы ребенок научился распознавать по воспроизведенному звуку взрослых зверей от детенышей. Для такой игры можно взять фигурки собаки и щенка, утки и утенка, кошки и котенка. Как вариант, можно зверей вылепить из пластилина или воспользоваться карточками. Сюжет игры: в гости к малышу приезжают животные, они хотят с ним поиграть. Дети должны понимать разницу, как мяукает мама-кошка, а как мяукает ее малыш.
  2. Игра «Сравни кубики». Задача ― научить ребенка соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть два кубика и рассказать, чем они отличаются. Малыш берет один кубик и говорит, что он большой, а второй кубик маленький. Первый кубик красный, а второй белый. Красный кубик пластмассовый, белый кубик сделан из ткани и он мягкий внутри.
  3. Игра «Сравни двух котят». Малышу предлагают рассмотреть котят. Один из них белый и крупный, а второй черный и поменьше. Нужно сказать, кто они. Придумать им такие имена, чтобы было понятно ― один котенок черный, а другой белый. Чем они отличаются.
  4. Игра «Что умеют делать зверюшки». Цель игры ― подобрать глаголы, которые обозначают характерные действия животных. Взрослый демонстрирует картинки со зверюшками, а ребенок должен сказать, что они умеют делать или как говорят. Например, кошка любит мышек. Она любит мяукать. Собака любит лаять и кушать косточки, бегать и прыгать. Петушок кукарекает и любит клевать зернышки.
  5. Игра «Профессия». Здесь понадобятся карточки, где изображены люди разных профессий (летчик, парикмахер, врач, повар). Взрослый спрашивает, кто лечит людей. Малыш должен правильно ответить. Так проигрываются остальные карточки.
  6. Игра «Волшебники» ― помогает расширить словарный запас, развивает долговременную память, логическое мышление. Понадобятся карточки с изображением отдельных предметов ― стол, яблоко, дверь. Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать те карточки, которые помогут ему запомнить названные слова. Он их как бы «заколдовывает» в эти карточки. Затем малыш берет карточки и с их помощью вспоминает названные слова. Игра направлена на понимание логических связей между предметами.

Регулярные занятия в игровой форме способствуют пробуждению интереса к слову. Упражнения подготавливают детей к дальнейшему самостоятельному составлению повествований, рассказов, текстов, формируют связанную речь.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

7 советов от Forbes

Смотрите на кучу визитных карточек, и не можете связать их ни с одним лицом? В последние месяцы вы встретили так много людей, что сейчас не знаете, кто есть кто? Знакомая ситуация? Нельсон Деллис – профессиональный консультант из Майами, занимающийся вопросами тренировки памяти. Несколько лет назад он стал чемпионом США по запоминанию. На это действо съезжаются люди, ежедневно тренирующие мыслительные способности. Участники конкурса должны запомнить 99 имен, которые они услышали впервые в жизни или стихотворение, которое никогда раньше не читали, или именно упомянутый выше набор визитных карточек.

Нельсон Деллис раскрыл журналу Forbes несколько техник, которые он использует. Они основаны на научных исследованиях. Над способами улучшения памяти он работает с нейробиологом Университета Джона Хопкинса Маджидом Фотухи.

Как запомнить имена и лица

Согласно доктору Фотухи, для людей наиболее характерна именно проблема запоминания имен. Первый шаг в ее устранении – сосредоточение на том, когда кто-то называет свое имя в первый раз. При необходимости переспросите, уточните, как правильно произносится имя. Так вы его повторите впервые. Можно также спросить, что означает имя, откуда происходит (если звучит экзотично). Лучше всего вы запомните имя, если представите нового знакомого кому-то другому. Или, если будете называть его по имени. Это проявление вежливости, способ разрушения личного барьера, и метод запоминания.

Как лучше запомнить вещи в долгосрочной перспективе

Если вам кажется, что не помните столько вещей, как раньше, возможно, речь идет о физиологической особенности. Мозговые способности ежегодно уменьшаются примерно на 0,5%. Это связано не только с возрастом, но и с напряжением, ожирением, отсутствием витаминов, многими другими факторами. Но этот процесс не одинаковый у всех людей. Существует простой способ его предотвратить.

«Наиболее эффективный метод поддержки и развития ментальной памяти – физическая активность», – говорит Маджид Фотухи. Сам он ходит в горы, занимается спортом не реже 5 раз в неделю, спит 8 часов в сутки. Кроме того, д-р Фотухи соблюдает «мозговую» диету, употребляя много свежих фруктов и овощей, содержащих антиоксиданты (например, клубника). Также его рацион включают большое количество ненасыщенных жирных кислот (в особенности, рыба).

Как запомнить, где оставлены ключи

О ключах или очках человек забывает, потому что кладет их куда-то неосознанно, говорит чемпион по памяти Нельсон Деллис. Сам он, ложа ключи в определенное место, пытается активировать свой мозг. «Я пытаюсь сделать что-то, что полностью выходит за рамки повседневной деятельности. Я говорю что-то глупое, стучу себя по лбу, выдаю странный звук», – говорит м-р Деллис.

Помогает движение, например, топанье ногами. Если при этом вы издадите странный звук, произнесете необычное слово, мозг создаст ассоциацию, которую вы не забудете. Вы, конечно, будете выглядеть несколько глупо, но в домашней обстановке это не имеет значения. «Чем больше чувств вы задействуете, тем больше шансов на запоминание», – говорит д-р Фотухи.

Рассмотрим еще несколько советов от Forbes и неврологов, направленных на управление мышлением и развитие памяти. Они очень просты, подходят для повседневного применения.

Преобразование информации в визуальную форму

Большинство сведений, таких как различные имена или цифры, являются абстрактными. Но если вы ассоциируете их с соответствующим изображением, мозг лучше их запомнит. Например, если вы паркуете автомобиль в секторе N13, можете представить себе торт на день рождения с 13 свечами.

Храните информацию во «дворце памяти»

Информацию, уже содержащуюся мозгу, нужно также быстро и легко найти. Один из методов – создать «дворец памяти», представленный как некоторое пространство, например, ваш дом. Заполняйте его изображениями, связанными с определенной информацией. Проходя по «дворцу», вы сможете легко найти информацию там, куда она была помещена.

Учитесь постепенно

Совет психологов: если предстоит большое событие, на котором вам надо будет запомнить много вещей (речь или презентация), не пытайтесь поглотить всю информацию сразу. При постепенном повторении, с паузами, она сохранится в коре – части мозга, где размещается долговременная память.

Диета для памяти

Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Приведем перечень тех и других веществ. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин. Но! Есть разновидность людей, которых кофе вгоняет в сон. Проверить это можно уже по реакции на четвертую-пятую чашку кофе в жизни (первые непоказательны).

Изменить в этой области ничего нельзя, остается лишь примириться с судьбой. Память ослабляют и разрушают атропин, скополамин, никотин (вот этот при каждом употреблении поначалу даже активизирует умственную деятельность, но в целом память от него мало-помалу слабеет) и алкоголь.

Мнемоника: упражнения для развития памяти и внимания у взрослых. Подводные камни.

Основной подводный камень мемотехники:  не визуализируете и не подключаете кинестетику.

Это очень важная тема, поэтому я ее выделил в отдельную главу. И хотя подробно я ее затронул в статье «Мнемотехника для начинающих: упражнения дома», здесь тоже напишу несколько слов.

Чтобы запомнить, не достаточно просто проговорить или подумать.  Надо задействовать воображение и чувства. Именно по этому  я настаиваю на образном мышлении. Иначе ничего работать не будет. Обязательно представляйте все красочно, ну на сколько возможно. Вызывайте эмоции и ощущения. Тогда и Вам будет интереснее и метод работать.

Мнемоника: что это и кому она нужна?

Мнемотехника представляет собой набор специальных техник по запоминанию информации. Это слово имеет древнегреческие корни, т.е. искусство запоминания интересовало людей очень много лет назад. В частности, всем известные публичные выступления древнегреческих ораторов, породившие науку риторику, порой длились не один час. Каким же образом философы, политики и другие общественные деятели держали у себя в голове столько информации? Мнемотехника – вот ключ к этой загадке .

В методическом арсенале мнемоники присутствуют самые различные средства запоминания: визуализация, аудиальное, кинестетическое представление, модификации, связывания и упрощения, т.е. все, что помогает построить ассоциативные цепочки с уже имеющейся информацией. Обычно к упражнениям по мнемотехнике прибегают самые разные категории взрослых, в частности:

  • люди, изучающие иностранные языки;
  • студенты, которым нужно запомнить большой массив знаний при обучении;
  • работники, деятельность которых связана с цифрами, статистикой;
  • ученые, пытающиеся запомнить как можно больше информации, связать ее;
  • врачи, которые должны помнить истории болезней своих пациентов, свои назначения;
  • программисты, учитывающие все детали при работе;
  • люди, просто страдающие забывчивостью и т.д.

Как можно видеть, необходимость в изучении упражнений по мнемотехнике присутствует в самых разных профессиях. Но, по сути, данные упражнения станут полезными для любого взрослого, т.к. навык запоминания не может быть лишним даже с учетом наших повседневных привычек, когда нам нужно купить несколько видов продуктов, заехать в несколько мест, запомнить имена новых людей при знакомстве, т.е. мнемоника полезна для каждого.

А прежде чем перейти к конкретным упражнениям по развитию памяти взрослых, хотим посоветовать нашу-онлайн программу «Мнемотехники», где за 5 недель вы научитесь правильно и надолго запоминать имена, лица, адреса, дни рождения и много другой информации. Специальные онлайн-тренажеры и интересные практики облегчат вам процесс образования, если вы учитесь в образовательном учреждении либо проходите обучение на работе.

Давайте же теперь рассмотрим упражнения на память для начинающих взрослых.

Запоминания сложных и больших текстов.

Чтобы запомнить достаточно большой и при этом сложный текст, мы будем пользоваться особым методом, при помощи которого текст, состоящий и не понятных терминов и оборотов, упростим до простого и понятного.

Метод упрощения:

  1. Выделить ключевые слова из текста. Только те, без которых смысл теряется.
  2. Выписать отдельно ключевые слова в новый сокращенный текст. Обычно, после такого действия, текс уменьшается на 70-80%.
  3. Упрощение – Обобщение. Еще раз критически оцениваем текст и все обороты, словосочетания и даже целые предложения, которые можно обобщить, упростить или сократить перерабатываем. Получаем еще более уменьшенный вариант текста.
  4. Поиск образов. Вот теперь можно приступать к подбору образов к предложениям или даже абзацам из полученного текста.
  5. Запоминание образов. При помощи метода «Эйдосов» или «Цепочки повествования» запоминаем подобранные нами образы.
  6. Проверка. Проверяем полученное «кино из образов» на то, как из них получается первоначальный, но конечно упрощенный текст.

Попробуйте проделать это с каким-то текстом, запоминание которого будет Вам полезно. Когда я походил курс Константина Дудина по мнемоническому запоминанию «Память как у слона», мы брали текст, написанный юридическим языком, который сложен для понимания, не то что для заучивания, но на удивления, проделав вышеописанные манипуляции, он запомнился очень легко.

Показания к началу применения

Чем богаче и стабильнее информация, получаемая человеком в раннем возрасте, тем более сложный и надежный характер со временем приобретают когнитивные функции, связанные с памятью.

Современные исследователи существенно расходятся во мнениях относительно возраста, в котором память начинает функционировать (по мнению некоторых ученых, определенные виды памяти можно проследить уже в первый месяц жизни).

Однако все сходятся на том, что созданная с раннего возраста стимулирующая среда, обеспечивающая различные визуальные, слуховые и тактильные сигналы, создает серьезную основу для качественного функционирования памяти. Поэтому первые несложные приемы мнемоники для более эффективного запоминания следует применять примерно с 3-летнего возраста.

Первые приемы мнемотехники можно применять с 3-летнего возраста

Использование различных мнемотехник на постоянной основе позволит:

  • расширить объем запоминаемой информации;
  • улучшить логическое мышление;
  • повысить внимательность и способность к визуализации;
  • стать стимулом к развитию образного и творческого мышления.

Понятие мнемотехники

Что вы желаете помнить? Номера телефонов, правила языка, шутки и анекдоты, конспекты, планы и разное другое. Мнемоника – мнемонические приёмы запоминания. Они вас удивят и порадуют. Например, 100 слов с интервалом в 7 секунд легко запишет ваш мозг в память.

Мнемотехника – это мнемонические приёмы и методы запоминания различной информации, используя особенности психических механизмов через ассоциативные ряды, увеличивая объём памяти. Это как «система внутреннего письма».

Например, одно из явлений восприятия – синестезия – проявляется в том, что раздражение одного органа чувств вызывает ощущения в другом органе чувств. Так, и возникают мнемонические цепочки, связка образов для запоминания, которые можно воспроизвести как в прямом, так и в обратном порядке.

Рассмотрим основные техники, приёмы и методы, хотя разработано их специально великое множество, целые циклы и серии для тренировки памяти. Иногда в рекомендательной литературе используют понятие «мнемоника», что, по сути, одно и то же, совокупность приёмов и методов для мнемонической тренировки памяти.

В основе главного мнемонического принципа лежит замена достаточно абстрактных объектов образами-ассоциациями через визуальное, аудиальное или чувственное представление

Важно создать связанную цепочку, яркий информационный ряд, для простоты запоминания

Где и кому пригодится мнемотехника

  • Детям — для запоминания информации в школе и детском саду. Учить стихи с этой техникой — одно удовольствие и детям, и родителям.
  • Студентам — для эффективной сдачи сессии и зачетов. Повторить и запомнить годовой материал за неделю — да легко! Главное применять техники.
  • Взрослым — на работе, в проведении презентаций, в планировании дел, составлении списков покупок и еще много в чем.

Талант или особые способности в обучении мнемотехнике не нужны. Нужна системная, дисциплинированная тренировка. Есть информация, которую нужно запомнить? Вспомните одно из наших упражнений и применяйте на практике вместе с детьми.

Мнемотехника для детей

За последние несколько десятков лет это инновационное направление в педагогике и логопедии стало популярно. Воспитатели в детских садах стали уделять больше внимания и времени развитию речи.

В группах проводятся занятия, на которых дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, сказками. Особенно полезно заучивать стихи и читать их с выражением. Это тренирует память, формируют речь, обогащают словарный запас.

Выразительность исполнения развивает технику речи ― дикцию, дыхание. Для этого проводят специальные упражнения, помогающие развить речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов. Также в образовательную программу ДОУ входят занятия по мнемотехнике.

Эффективные техники запоминания

Наверное, вы замечали, что яркая, эмоциональная, образная информация запоминается намного легче. Поэтому информацию, которую нужно запомнить нужно образно «раскрасить» и сделать интересной для мозга. Сегодня существует масса способов для облегчения усваивания и тренировки памяти, рассмотрим самые эффективные методики.

Метод Цицерона

Этот способ еще называют методом локуса (место – это «локус») или дворцом памяти. Техника основана на ассоциациях.

Суть заключается в мысленном создании матрицы, в ячейку которой следует «положить» слово, которое нужно запомнить. В роли матрицы чаще всего используют свое жилище.

Закройте глаза и представьте свой дом в подробных деталях. Каждому человеку будет не сложно это сделать. Воссоздайте в воображении мебель, мысленно «пройдите» по комнате, вспомните, где что стоит и запомните маршрут, каждый раз он должен быть одинаковым.

Как это применять, рассмотрим на примере. Нужно запомнить список слов – огурец, корзина, телефон, торт, воздушный шар, котенок, любовь, конфеты. Представим эти слова в виде образов и расставим их по комнате, причем в нужной последовательности.

Первый на пути холодильник – мысленно положим в него огурец, далее стоит стол – ставим на него корзину, телефон поместим на стул, который стоит рядом со столом. Торт вообразим на книжной полке, а шарик привяжем к люстре. Котенка «положим» в кресло, любовь представим в виде большого сердца и положим его на диван, а рядом на подлокотник – конфеты.

В последующем, каждый раз мысленно идем по выбранному маршруту, и в памяти будут всплывать слова, которые запоминались с помощью ассоциаций. Чтобы эффективно пользоваться данным методом:

  • избегайте одинаковых локусов (двух одинаковых стульев или других предметов);
  • не меняйте маршрут, «ходите» по одному пути;
  • не забывайте локусы, нужно четко помнить, что где стоит во дворце памяти.

Мнемоника

Этот способ включает несколько приемов запоминания, основанных на ярких закономерных связях, возникающих в отношении предметов, явлений, действий, фактов.

Существует большое количество мнемонических методов, к самым используемым относят:

  • акростих – нужно придумать стих, в котором первые буквы каждой новой строки образуют слово;
  • рифмы – рифмованная информация лучше запоминается, чем простой набор цифр или слов;
  • акроним – материал «шифруют» в виде последовательности из букв;
  • создание цепочки – человек придумывает рассказ, в котором нужные слова составляют цепочку сюжета;
  • образ-имя – для запоминания имен, ассоциируя человека с ярким образом.

Чанкинг

Этот способ отлично подходит, если нужно заучить номера телефонов, банковских карт.

Суть методики – дробление информации на группы для облегчения запоминания. Например, 89554375435 воспринимается сложнее, чем 8-955-437-54-35. Именно для лучшего восприятия телефоны записывают через черточку. Ключевой принцип в данном случае – комбинация предметов. Таким образом, можно запоминать не только цифры, список продуктов можно запоминать по виду пищи.

Интервальные повторения

Методика заключается в периодическом повторении информации, которую нужно запомнить. Причем интервал между повторами постепенно увеличивается. Первое повторение нужно сделать через час, далее через 5 часов, потом на следующий день, через сутки, через 3 дня, неделю и так далее. Существует формула, по которой рассчитывается время следующего повторения: интервал для следующего повтора = день последнего повторения Х 2 + 1.

Сторителлинг

Это искусство создавать и рассказывать интересные истории. Строить сюжетные линии можно из различных элементов, которые включают материал для запоминания.

Интересные эмоциональные рассказы мозг охотнее запоминает, а вместе с ними и необходимую информацию. При этом точность сюжета не важна, главное, последовательно зашифровать в нем нужный материал.

Мнемонические правила

Суть мнемотехники сводится к созданию и соединению визуальных образов. Есть ряд правил, по которым они образуются:

  1. Образы должны быть крупными. Если представить, что воображение – это экран, то представляемое изображение должно занимать всю его площадь.
  2. Образ должен быть детальным. Если представляется дерево, то нужно рассмотреть каждую его часть: крону, кору, корни, каждый листочек. Чем больше представляется деталей, тем большее количество нейронов задействуется в головном мозге, и больше вероятность, что картинка сохранится в голове.
  3. Образ должен быть цветным, в идеале – разноцветным.

Чтобы закрепить навыки создания образов, соответствующих этим правилам, есть специальные приложения. Можно отрабатывать эти умения и самостоятельно. На этих правилах строятся все мнемотехнические приемы запоминания в психологии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: