Почему лучше быть проактивным, чем реактивным

Введение

Глобальная конкуренция формирует потребности в  поиске инструментов сохранения потенциала развития и позиций на рынках для компаний и национальных экономик. Экономическая модернизация остается подходом, в максимальной степени отвечающим таким целям. Ключевым субъектом модернизации выступает рыночный (предпринимательский) сектор в силу присущего ему качества проактивности. Как отмечает в этой связи S. A. Zahra , предпринимательство – существенный фактор социально-экономического роста и развития, поскольку обеспечивает миллионы рабочих мест, предлагает разнообразие товаров и услуг, повышает национальное благосостояние и конкурентоспособность.

Проактивные стратегии обеспечивают максимально эффективную реакцию на такие конкурентные вызовы, как: интенсификация конкуренции, фрагментация рынков, технологические изменения, повышение требований к качеству продукции, требования социальной ответственности. Компаниям приходится действовать в ситуации неопределенности, основными источниками которой являются потребители, конкуренты, технологии и ресурсы .

Проактивность как основа конкурентных стратегий означает ориентацию на результат, инициативную идентификацию и использование возможностей, превентивное действие против потенциальных угроз, в противоположность реактивному поведению, которое связано с решением уже возникших проблем . По мнению S. K. Parker , быть проактивным означает — инициативно действовать, предсказывать и предотвращать проблемы, расширять возможности посредством самостоятельных усилий.

Возникновение представлений о проактивности связано с работами В. Франкла , а также С. Кови ; последний связывал с проактивностью успех человека. Анализ дихотомии проактивности-реактивности представлен Г. Оллпортом .

Проактивность как личностное качество влияет на траектории развития бизнеса: личностные качества предопределяют потенциал компаний . Также понятие проактивности находит применение при анализе инновационных процессов в развитии бизнеса , управлении рисками, анализе предпринимательской ориентации бизнеса.

Ряд авторов анализируют проактивность как инструмент не только развития , но и достижения организационной гибкости и конкурентоспособности . На макроуровне проактивность приписывается экономической и внешнеполитической стратегии государств .

Вместе с тем, в литературе, посвященной проактивности, не уделено достаточно внимания проактивности как ресурсу и механизму экономической модернизации. Исследование данного аспекта явилось ключевой целью статьи. При анализе особое место, с учетом значимости регулятивной функции государства ), уделено балансу проактивности и реактивности государства, воздействию последнего на сектор предпринимательства, мерам по активизации проактивности в системе регулирования в интересах модернизации экономики.

Кого следует считать проактивной личностью?

Согласно Википедии, проактивность – одна из категорий гуманистической психологии. Она описывает такой тип мышления, при котором в основе реакции человека на внешний раздражитель лежит его независимая воля. Виктор Франкл причислял к группе проактивных людей ответственных личностей, не перекладывающих вину за случившееся с ними на жизненные обстоятельства и окружающих.

На том, что успешность и эффективность человека напрямую зависит от его волевых личных качеств, настаивал и Стивен Кови – маститый консультант по организационному управлению. Успешный писатель и лектор Уэйн Дайер называет личностей с проактивной моделью мышления людьми без ограничений

Дэвид Аллен, специалист в области индивидуальной продуктивности, акцентирует внимание на готовности такого человека ко всему. Тренер по саморазвитию и предприниматель Энтони Роббинс характеризует проактивность как беспредельную власть. Таким образом, все формулировки данного понятия сводятся к двум составляющим – ответственности и активности

Первое слагаемое проактивного мышления предполагает, что человек самостоятельно принимает решения, считает их правильными и осознаёт последствия. Это значит, что большинство событий в жизни – закономерность, результат собственных действий. В то же время одной лишь ответственности для достижения цели мало: необходимо проявлять активность

Таким образом, все формулировки данного понятия сводятся к двум составляющим – ответственности и активности. Первое слагаемое проактивного мышления предполагает, что человек самостоятельно принимает решения, считает их правильными и осознаёт последствия. Это значит, что большинство событий в жизни – закономерность, результат собственных действий. В то же время одной лишь ответственности для достижения цели мало: необходимо проявлять активность.

Проактивность и реактивность – в чем различия?

Проактивность и реактивность являются противоположными по смыслу понятиями . Если проактивный человек не будет списывать проблемы на других и искать виноватых, то реактивный – как раз займется этим с удовольствием. 

Все люди знают, что с профилактической целью желательно один раз в шесть месяцев посещать врача-стоматолога. Проактивный человек обычно посещает, так как уверен, что лучшее лечение – профилактическое. Реактивный человек подождет, когда заболит зуб, образуется кариес, «дупло», скол, и только тогда запишется на прием. 

Есть даже различные выражения, по которым легко можно отличить реактивного индивида от проактивного. 

  1. Мне приходится делать это / Я решил сделать так.
  2. Я не в состоянии справиться с этим / Я обдумал выход из ситуации.
  3. Не могу изменить обстоятельства / Подумаю, какие варианты есть.
  4. У меня не получится я никогда этого не делал / Я разберусь с этим и научусь.
  5. Не могу этого терпеть, выхожу из себя / Я умею держать себя в руках, просто так меня не выведешь.
  6. Я не знаю, что делать / Я подумал и принял решение поступить так.
  7. Я не знаю, как будет лучше / Я все взвесил и решил, что так будет выгоднее всем.
  8. Я такой и меня не изменить / Я посмотрю, как можно поменять свое решение.
  9. Меня поставили перед фактом / Всегда есть выбор, надо проанализировать ситуацию.
  10. У меня нет выбора / Выбор в пользу этого очевиден.

Реактивность – естественное качество, оно присуще всем людям. Отличие лишь в том, что кто-то позволяет ему развиться, а кто-то нет. Например, встав утром с постели и увидев пасмурную погоду, реактивный человек решит, что весь день будет мрачным и тоскливым, на работу надо ехать на такси, чтобы не промочить ноги, встречи надо отменить, чтобы в дождь никуда не идти. 

Реактивный человек, услышав критику в свой адрес, теряет веру в себя, бросает начатое дело, отходит в сторону. Проактивный – анализирует, почему не получилось, правильно ли критикуют, работает над ошибками.  

Проактивность и реактивность по Стивену Кови

Люди, согласно Стивену Кови – автору бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей», изначально проактивны по своей природе. Обстоятельства диктуют человеку свою волю только тогда, когда он добровольно с этим соглашается. Если реактивный человек бежит от ответственности за результат, перекладывая вину на внешние обстоятельства, проактивный человек готов взять ответственность и найти оптимальный выход из ситуации.

Проактивный человек руководствуется ценностями, а не чувствами и эмоциями. Он ищет и находит возможность проявить инициативу, разобраться в ситуации, пытается предвидеть развитие событий. Реактивный человек перекладывает вину на внешние обстоятельства, проактивный человек готов взять ответственность, понимая, что это единственный способ отыскать лучший выход из ситуации.

Идеальный пример проактивного человека – Махатма Ганди, почитаемый в Индии как святой. Не имея личного кабинета, политического статуса и глобальных рычагов воздействия на международную политику он сумел расширить свой круг влияния среди простого населения, поднять миллионы людей и положить конец колониальным претензиям Британии к Индии.

Всякий раз, когда мы думаем, что проблема где-то вне нас – сама эта мысль уже становится проблемой. Этим мы позволяем внешним вещам брать наше поведение под контроль и считаем что способны изменить ситуацию только тогда, когда этому будут способствовать благоприятные обстоятельства. А их, чаще всего приходится ждать всю жизнь.

В своих размышлениях и действиях проактивный человек руководствуется установками «я могу», «быть»: я могу быть более терпеливым, я могу быть более любящим, я могу быть более старательным, более активным, изобретательным …, я смогу измениться сам и найду способ изменить внешние обстоятельства. Он расширяет свой круг влияния и четко отделяет его от круга забот.

Мысли реактивного человека непрерывно вращаются вокруг его нерешенных забот и проблем. Он полностью поглощен и нередко упивается своей беспомощностью, придаваясь бесплодным размышлениям о том, как хорошо было бы иметь то, чего у него нет и как несправедлива судьба, которая его всего этого лишила. Его круг забот сконцентрирован в понятии иметь – я был бы счастлив иметь дом, все взносы за который уже уплачены. Если бы я имела более терпимого и понимающего мужа … . Если бы я располагал достаточной властью … . Если бы у меня были необходимые инструменты … . Если бы, да кабы … .

Что такое проактивность

Простыми словами проактивность – это качество, которое помогает брать ответственность за себя и свою жизнь. Впервые о нем рассказал Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». По его словам, проактивные люди никогда не винят в происходящем события и обстоятельства. В психологии это качество делят на две составляющие:

  1. Активность. Уверенное движение в сторону целей.
  2. Ответственность. Осознание последствий, к которым могут привести действия. Сложно спорить с утверждением, что все происходящее вокруг нас — это результат наших решений и поведения. И пока мы не примем этот факт, ничего не изменится.

Есть качество, противоположное проактивности – реактивность. По определению, это зависимость действий человека от его реакции на внешние факторы. К последним относится погода, домашняя или рабочая атмосфера, настроение супруга или супруги и многое другое. Реактивных людей легко вывести из равновесия.

В качестве примера представьте ситуацию на работе. Допустим, вы спокойно выполняли возложенные на вас обязанности, общались с клиентами. Вдруг один из них незаслуженно накричал на вас. Испортится ли после этого ваше настроение? Скорее всего, да. Так проявляется реактивность.

Итак, проактивный человек тот, кто может самостоятельно выбирать, какой будет реакция на происходящее вокруг. Он уверенно идет к достижению поставленных целей, руководствуясь при этом исключительно своими принципами.

Лучше понять, что такое проактивность и реактивность, поможет сравнительная таблица. В ней описаны характеристики, присущие этим качествам:

Проактивность Реактивность
Активность, инициативность, целеустремленность Пассивность, бездействие
Ответственность за совершенные действия Зависимость от настроения и факторов, которые никак нельзя изменить
Понимание свободы выбора Передача ответственности другим
Ориентированность на свои принципы и ценности Зависимость от эмоций
Изменение обстоятельств под свои потребности Зависимость от обстоятельств

Реактивные люди в большинстве своем опускают руки при первых проблемах. Те же, у кого проактивное мышление, ищут, что можно изменить. Кстати, эту таблицу можно считать своеобразным тестом на проактивность. Честно проанализируйте, каких качеств у вас больше. На основании анализа сделайте вывод, к какой категории людей вы относитесь.

Плюсы проактивности

Иметь проактивное поведение полезно. У этого качества есть масса положительных сторон:

  1. Помогает ставить и достигать цели.
  2. Учит находить возможности для движений там, где их не было.
  3. Позволяет полностью контролировать свою жизнь.
  4. Дает понимание того, что выбор есть всегда.
  5. Помогает развивать воображение и творческое мышление, помогающие находить выход из любой ситуации.

Плюс ко всему, вы становитесь независимым человеком, который всегда имеет свое мнение.

Проактивный или реактивный: тест

Проактивная/реактивная позиция легко оценивается при помощи несложного теста. В нем нужно выбрать фразы, которые человек использует в разных ситуациях.

Нужно примерить оба варианта и выбрать предпочтительный. И оценить результаты.

Не стоит стремиться выбирать те сочетания, которые никогда не мелькают в голове и не звучат вслух. Это не верно. Да и не поможет дать истинное определение типа поведения.

Проактивный Реактивный
Я буду стремиться это изменить Вряд ли с этим вообще можно что-то сделать
Я изменю их мнение Их вряд ли возможно переубедит
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцу Меня раздражают мои коллеги
Я иду на работу Я вынужден идти на работу
Я решил (а), что поступлю именно так Мне придется поступить так из-за того, что…
Я найду время, которое посвящу этим делам Я бы помог, но у меня нет времени
Я придумаю, где найти средства для старта проекта У меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу? Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найти Здесь необходимы определенные связи. У меня их нет
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работу Мне не доверят эту работу


Что делать, если в списке есть «реактивные» фразы?

Работать с этим.

Есть простой алгоритм повышения проактивности, и если ему следовать то можно много добиться.

Какие характеристики относятся к Проактивности?

Бизнес-консультант также отмечал, что у проактивности есть следующие преимущества:

  • Навык постановки и достижения целей.
  • Ответственность за принятие решений.
  • Осознание наличия у человека выбора в любой ситуации.
  • Развитие навыка нестандартного мышления для решения любых проблем.

22 мар. 2022 г. Интересные материалы:

Сколько недель в сентябре? Сколько нефти добывает оаэ? Сколько нулей в миллионе и миллиарде? Сколько нужно гороха на 5 литровую кастрюлю для супа? Сколько нужно гулять с щенком чихуахуа? Сколько нужно кипятить Забродившее варенье? Сколько нужно крахмала для 1 литра киселя? Сколько нужно масла на литр бензина в бензопилу? Сколько нужно отрабатывать после вуза? Сколько нужно отращивать волосы для воска?

Как развить проактивность

Стать проактивным человеком, контролирующим свою жизнь, непросто. В этом вам поможет ряд упражнений. Залог успеха – регулярные тренировки.

Живите в кругу влияния, а не в кругу забот

Помните, о чем идет речь? Круг влияния – факторы, которые вы можете изменить. Круг забот – то, что вам неподвластно. Живите в первом. Управляйте не собой, а окружающей вас реальностью.

Не тратьте драгоценное время на раздражительность, обиды и другие негативные эмоции. Вместо этого спросите себя, можно ли изменить ситуацию? Если можно, подумайте каким образом. Делайте так каждый раз, когда сталкиваетесь с какими-то проблемами. Уже скоро вы заметите, что относитесь к ним гораздо проще, чем раньше. Теперь вы не расстраиваетесь и не нервничаете, а направляете усилия на поиск решений.

Тщательно анализируйте

Попробуйте подготовиться к проблеме заранее. План действий поможет вам не растеряться. Он состоит из нескольких пунктов:

  1. Запишите шаги, необходимые для реализации задачи.
  2. Соберите всю, которая потребуется, информацию. Если задействованы люди, напишите сценарий.
  3. Определите малоэффективные или вовсе неэффективные действия.

Также уберите все лишнее. Это касается ненужных эмоций, а также чувства вины, которое может возникнуть, если допустите ошибку.

Задавайте правильные вопросы

У реактивного человека чаще всего возникают такие вопросы: почему, когда, кто? Вместе в ними появляются синдром жертвы, прокрастинация, желание обвинять в своих бедах окружающих.

Предотвращайте проблемы

Хороший способ развития проактивности. На чистом листе бумаги запишите, какие области жизни для вас важнее других. Это может быть что угодно: семья, здоровье, карьера.

Теперь задумайтесь о проблемах в каждой из них. О скрытых проблемах, которые однажды себя проявят. Нашли их? Пришло время определить, как можно защитить себя от них.

Если это здоровье, своевременно проходите медицинские осмотры. Пересмотрите свое питание, займитесь спортом. Выделяйте достаточное время для сна и отдыха.

В финансовой сфере вам пригодится умение планировать бюджет. Откладывайте часть каждой зарплаты, создавай себе «подушку безопасности». Что сказать о семье? Отводите на общение с мужем, женой или детьми больше времени. В противном случае отношения испортятся, а чувства угаснут.

Наблюдайте за собой

Время от времени задавайте себе вопросы:

  1. Какие трудности возникают в жизни?
  2. Как я на них реагирую?
  3. О чем думаю в первую очередь?

Спрашивайте себя о каждой области вашей жизни.

Осознайте важность промежутка в цепочке «стимул — реакция»

Многие реакции на те или иные события доведены до автоматизма. Вы же злитесь, когда внезапно хмурится небо и начинается дождь? Или когда коллега, видя, что вы заняты, просит помочь с его работой?

Попытайтесь найти тот промежуток между автоматической реакцией и стимулом. Как это выглядит на практике? Например, если дождь нарушил ваши планы, не спешите расстраиваться. Замените отдых на природе, просмотром интересного фильма. Или же спокойно отложите свои занятия и помогите коллеге.

Так вы научитесь контролировать то, что происходит вокруг вас.

Выясните, какие задачи могут подождать

Здесь придет на помощь матрица Эйзенхауэра. Согласно ей, все дела делятся на четыре группы:

  • срочные, важные;
  • срочные, неважные;
  • несрочные, важные;
  • несрочные, неважные.

Последний пункт однозначно вычеркивайте из плана дел. Второй также подождет. Остаются срочные и несрочные важные дела.

Срочные и важные задачи решайте в первую очередь, потому что они влияют на текущую ситуацию. Несрочные и важные, конечно, можно отложить и на потом. Но проактивный человек будет по мере возможности выполнять и их. Это защитит от ненужной раздражительности, гнева, стрессовых ситуаций.

Постоянно оценивайте, что работает, а что нет

Проактивным людям тоже свойственно ошибаться. Но, в отличие от реактивных, они не унывают, а пытаются найти другое решение проблемы.

Как сказано выше, проактивность побуждает готовиться к проблемам. Проанализируйте, когда они случаются. Может быть, это определенное время года. Или, например, праздничные дни.

Принимайте проактивные решения

Как это делать?

  1. Определите проблему. Выясните, почему она произошла.
  2. Составьте список возможных решений.
  3. Подумайте о положительных и отрицательных сторонах каждого из них.
  4. Выберите подходящее для вашей ситуации решение. Их может быть несколько. Главное, чтобы они не противоречили друг другу.

Помните, иногда придется менять решение или подстраиваться под ситуацию. Не бойтесь. С первого раза найти идеальный вариант практически невозможно.

Построение проактивного коллектива

Изменить человека против его воли невозможно. Привить проактивное мышление сотруднику – это задача, которую невозможно выполнить без его желания. Но можно повлиять на настроение в коллективе и мотивировать к большей самостоятельности и проактивности. 

В первую очередь, следует тщательно отбирать сотрудников. Определить, насколько он подходит на этапе собеседования в полной мере невозможно, но инициативность всегда говорит о том, что кандидат подходит больше, чем другие.

Сотрудники должны быть самостоятельными, имеющими право выбирать каким образом решать задачи. Руководитель не должен постоянно контролировать и рассказывать, как делать правильно, а как нет. Это мешает развитию необходимого навыка. Поставить задачу и доверить ее сотруднику полностью – способ воспитания ответственности в нем. Рядовым исполнителям, которым необходимо выполнять рутинные и шаблонные задачи, не нужен навык проактивности.

Важно не забывать хвалить сотрудников за результаты и точно также не снимать с них ответственность в случае ошибок. Каждый должен в полной мере понимать, что он сам кузнец своей судьбы

Еще одним эффективным методом мотивации сотрудников считается включение их в решение глобальных вопросов. Руководитель должен спрашивать мнения, делиться собственными мыслями и стратегиями, устраивать мозговые штурмы для решения проблем бизнеса. Не надо перекладывать ответственность на работников, но возможность участвовать в развитии общего дела часто благоприятно сказывается на ощущении причастности и ответственности.

Проактивность как способ творить свою жизнь

В основе проактивного способа мышления лежит осознанный выбор и личная ответственность. Человек предпочитает продуктивную деятельность, а в случае неудачи учится на своих ошибках и идет дальше. Основные признаки проактивной личности:

  • выбирает способ действия в конкретных обстоятельствах с учетом собственных интересов;
  • решает, как реагировать на ситуацию, которая от него не зависит;
  • самостоятельно ищет способы достижения цели, использует творческий подход;
  • принимает ответственность за события своей жизни;
  • в трудностях видит новые возможности.

Проактивных специалистов ценят на работе, ведь инициативны, при необходимости они не станут дожидаться «приказа сверху», будут самостоятельно решать вопрос. Такой человек привлекателен и в личной жизни, ведь с ним «и горе не беда».

Наглядно разницу реактивного и проактивного подхода показывает множество жизненных ситуаций. Например, есть желание начать собственный бизнес, но нет стартового капитала. Реактивный человек начнет сокрушаться об отсутствии денег, ведь государство/родители/нынешний работодатель (нужное подчеркнуть) не озаботились его финансовым благополучием.

Проактивная личность составит список вариантов, позволяющих исправить ситуацию: выбрать бизнес, требующий минимальных начальных вложений, найти способ заработать нужную сумму, подыскать партнера или инвестора и т.д. Затем такой человек выберет стратегию и будет действовать, а в случае неудачи переключится на другую.

Проактивность

Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами и действия идут как ответ на внешнюю стимуляцию.

Проактивность

Проактивность.

Проактивность — действование и Способ жизни, когда человек не реагирует на воздействия извне, а сам оказывается автором воздействий, выбирает свои действия сам, запускает их по своей инициативе, опережая воздействия на себя и формируя нужные реакции у окружающих. Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, не по указке условий и обстоятельств, а формируя эти условия и обстоятельства.

Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами и действия идут как ответ на внешнюю стимуляцию.

Действия проактивного человека — его инициативы и акции, воздействия. Действия реактивного человека — его ответы, его реакции.

Проактивность — обязательная составляющая Личности. Насколько человек реактивен, настолько он не личность.

Кто использует понятие проактивность

Проактивность, как представление о природе психики человека, свойственно в первую очередь гуманистической психологии и Синтон-подходу, как направлению в практической психологии.

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» (написанной по материалам пребывания в нацистском концлагере) для обозначения личности, принимающей Ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин для происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах. Это слово в понимании Франкла близко к понятию интернальности. В этом смысле понятие проактивности широко используется в популярной литературе по менеджменту.

Одним из первых, кто поставил во главу угла личности её активность, дав этому в противовес «реактивности» бихевиористов, специальное название — проактивность, как он её называет в противовес постулату реактивности, на котором строится весь бихевиоризм, был Гордон Олпорт. Олпорт категорически не согласен с мнением большинства психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, редукции напряжения. Для него человек — существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения — признак нездоровья. Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» указал проактивность одним из необходимых навыков успешного человека.

Метки: психология, личность

Похожие материалы:

  • Психология отношений в коллективе
  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга

Основные этапы развития личности

Ролевой конфликт — что это такое в социологии

Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.

Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.

Стадии развития по Фрейду

Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:

  • младенчество – от рождения до 1 года;
  • раннее детство – от 1 года до 3 лет;
  • возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
  • возраст школьника – от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 19 лет;
  • молодость – от 20 до 25 лет;
  • зрелость – от 26 до 64 лет;
  • старость – от 64 лет до смерти.

Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.

В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.

Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность

Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.

Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.

В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.

Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.

К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.

В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей

Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания

Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП

Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.

Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.

Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации. На пике этого возможно проявление девиантного поведения

Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло

На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.

Пример направления девиации

Проактивные люди проявляют инициативу

Вы все еще не уверены, проактивны вы или реактивны? Что ж, первое, что вам следует проанализировать, – проявляете ли вы инициативу или нет.

Инициатива связана с навыком, который высоко ценится на рабочем месте: проактивность.

Когда вы проявляете инициативу, вы выполняете определенные действия, которые делают вас лидером, а не последователем. Например, вместо того, чтобы ждать, чтобы найти работу, вы напрямую связываетесь с интересующими вас предприятиями. Вы можете сделать это, отправив им по электронной почте сопроводительные письма, в которых обсуждаются ваши интересы.

Это отличный способ узнать, проактивны вы или реактивны. Активные люди редко ждут. Они не боятся брать бразды правления , пробовать новое и двигаться вперед. Они экспериментируют и совершают ошибки вместо того, чтобы ждать, пока что-то произойдет

Если вы активный человек, вы не позволите закрытой двери, «нет» или неудаче остановить вас. Вы активны и продолжаете попытки. Верите вы в это или нет, но такой подход открывает для вас новые двери. Хотя это может принести плоды не сразу, в долгосрочной перспективе это поможет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: