Что такое личность в психологии, ее структура и типы?

Содержание
  1. Структура личности
  2. Биологические и социальные структуры личности имеют 4 уровня:
  3. Формирование личности
  4. Факторы
  5. Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии
  6. Темперамент
  7. Характер
  8. Эмоции
  9. Мотивация
  10. Основные теории исследований личности
  11. Психологическая система Зигмунда Фрейда
  12. Аналитическая система Юнга
  13. Теория личностной психологии Уильяма Джемса
  14. Психосинтез Ассаджоли
  15. Индивидуальная психология Адлера
  16. Физиологический подход Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона
  17. Диспозициональное исследование Олпорта
  18. Концепция Эдуарда Шпрангера
  19. Интрапсихология Курта Левина
  20. Феноменологический (гуманистический) подход
  21. Свойства и структура личности
  22. Правильная постановка цели и уверенность в себе
  23. Определение понятий
  24. Что это такое – личность: краткое определение в психологии
  25. Основные типы личности
  26. Примеры сильных, выдающихся и исторических личностей
  27. Характер

Структура личности

Как само понятие, так и структура личности в течение многих лет развития психологической науки вызывает вопросы и споры исследователей и учёных. Одни психологи убеждены, что термин не поддаётся структуризации и рационализации вообще. В то же время другие специалисты не устают искать и открывать новые теории личностной структуры. Однако на сегодняшний день существуют некоторые чётко обозначенные параметры, дающие возможность понимать структуру личности. Таких систем несколько. В зависимости от объективных и субъективных социальных свойств, личностная структура основана на таких подходах, как:

деятельность, культура, память ценностные ориентации, культура, роли и статусы

Биологические и социальные структуры личности имеют 4 уровня:

1. Низший — подструктура, объединяющая возрастные и половые свойства психики, врождённые особенности нервной системы, аспекты темперамента.

2. Второй — индивидуальные проявления памяти и восприятия, мышление и способности, ощущения. Эти характеристики зависят, как от врождённых факторов, так и от приобретённого опыта — тренировки, развитие и совершенствование.

3. Третий — социальный опыт на основе знаний и навыков, привычек и умений.

4. Высший уровень представляет собой направленность личности. Она состоит из влечений и желаний, склонностей и взглядов, интересов и идеалов, убеждений и мировоззрения.

Люди значительно различаются между собой: каждая подструктура той или иной личности имеет различия по убеждениям и интересам, опыту и знаниям, способностям и умениям, характеру и темпераменту. Именно поэтому бывает сложно понять другого человека по примеру самого себя, непросто разобраться в противоречиях и несовпадениях во мнении, природе конфликтов между людьми. Для более глубокого понимания себя и других не обойтись без определённых знаний и природной наблюдательности.

Формирование личности

Факторы

На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.

Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.

Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.

Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.

Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии

Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять

Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту

Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.

Отрочество

Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии. В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять

В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.

Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.

Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.

Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования

За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью. Старение

На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков

Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков

Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его.
Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия

Именно поэтому важно контролировать свои переживания

Мотивация

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

  • мотивов,
  • стимулов,
  • потребностей,
  • побуждений,
  • намерений.

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии

Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

Основные теории исследований личности

Ранее я описала общие концепции и подходы к рассмотрению понятия личностной структуры. Теперь расскажу о конкретных работах известных ученых, что поможет вам найти наиболее близкий вам вектор для самопознания.

Психологическая система Зигмунда Фрейда

Помимо выделения трех компонентов внутреннего «я», психоаналитик рассматривал человека в психосексуальном плане. Он утверждал, что мотивы, определяющие поведение, чаще бессознательны и во многом зависят от влияния сексуального влечения на психику. Еще одна популярная идея связана с сублимацией – процедурой перенаправления энергии. Изучая основы психоанализа, можно проанализировать воздействие бессознательного на наши мысли и поведение.

Аналитическая система Юнга

Охарактеризовал развитие личности как стремление к целостности. Ее потенциал связан одновременно с устремлением в будущее и индивидуальными врожденными особенностями. Данная концепция гласит, что изначально у каждого есть набор характеристик и предрасположенностей, которые в процессе социализации лишь развиваются и раскрываются в той или иной мере. Зная об этих установках, существующих у нас по факту рождения, мы можем найти инструменты, позволяющие сделать жизнь более эффективной.

Теория личностной психологии Уильяма Джемса

Ученый анализирует понятие индивидуальности по трем категориям:

  • Структура (составные элементы психического).
  • Самооценка (основана на чувствах и эмоциях по отношению к первому пункту).
  • Поступки, вызванные составляющими и оценкой.

Психосинтез Ассаджоли

Исследователь выявил восемь основных областей, характеризующих психику: низшее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, сознание, личное и наивысшее «я», субличность. Целостность он видел в единении и гармоничном сосуществовании всех этих компонентов.

Индивидуальная психология Адлера

В работах этого ученого можно встретить такое понятие, как «стиль жизни». Он отражается в определенных установках, сформированных под влиянием на личность социума. Существует четыре вида таких парадигм, в соответствии с которыми человек взаимодействует с действительностью: управляющий, социально полезный, избегающий и получающий.

Физиологический подход Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона

Эта концепция уделяет внимание не столько психическим процессам, сколько состоянию тела на физическом уровне. Например, в рамках учения выделяли 4 типа конституции телосложения, которые непосредственно связывались с состояниями и направленностью психики (атлетик, диспластик, лептосоматик, пикник)

Диспозициональное исследование Олпорта

Согласно этой теории, каждый человек индивидуален и обладает уникальным набором личностных черт. Здесь возникает такое понятие, как «проприум», что означает отличительную особенность, определяющую человеческую идентичность.

Концепция Эдуарда Шпрангера

Ученый выделил шесть психологических типов, связанных с различными категориями мировосприятия:

  • экономический;
  • эстетический;
  • политический;
  • религиозный;
  • социальный;
  • теоретический.

Таким образом, индивидуальность понимается им через набор присущих индивидууму ценностей.

Интрапсихология Курта Левина

Исследователь полагал, что движущие факторы в становлении «я» находятся внутри самого индивида и в его взаимосвязях с окружающим миром. Эти идеи получили название динамической (типологической) теории.

Феноменологический (гуманистический) подход

Самыми известными исследователями в этих областях стали А. Маслоу и Р. Роджерс. Становление индивидуума в обществе понималось ими как стремление к самоактуализации, реализации внутреннего потенциала при наличии субъективных переживаний.

Свойства и структура личности

Фото saeed karimi on Unsplash

«Свойства личности» в психологии — постоянные психические процессы, влияющие на деятельность человека, и дающие ей характеристику как с психологической, так и с социальной стороны.

Базой психологической структуры и содержания личности есть ее психические свойства, такие как:

  • Направленность
  • Характер
  • Темперамент
  • Способности

Под «структурой» подразумевается связь и взаимодействие разных составляющих.

Она делится на четыре уровня личности:

  • низший — это физиологические (половые) психические свойства;
  • второй — представляет собой индивидуальные особенности, такие как: мышление, память, ощущения, способность и восприятие. Они формируются под воздействием врожденных факторов и их развития;
  • третий — состоит из индивидуального опыта. В его «набор» входит: приобретенные знания, навыки и привычки. Обозначенный уровень обусловлен социальным характером и сформирован в процессе жизнедеятельности;
  • высший — это уровень направленности. Он включает в себя: интересы, желания, взгляды, убеждения, самооценку, мировоззрение, особенности характера. Данный уровень — наиболее социально обусловлен. На его формирование влияет воспитания. Более того, он отображает ту идеологию социума, в котором находится индивид.

Ты, наверное, спросишь для чего тебе важно различать данные уровни? Все очень просто — чтобы ты могла дать объективную характеристику как себе, так и другим людям. Понимание себя и других, подразумевает отсутствие противоречий, а в некоторых случаях и конфликтов

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями

Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели. Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах

Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими

Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.

Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/Hfc6jdpw2mg

Определение понятий

Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.

Что это такое – личность: краткое определение в психологии

Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:

  • способностей (умственных и физических внутренних ресурсов);
  • характера (того, что формирует поведение и взгляды на мир);
  • мировосприятия (особого видения действительности и индивидуального отношения к ней);
  • эмоциональности (выражения реакции на внешних побудителей);
  • направленности (возможности определять ценности и ориентиры, ставить цели и достигать их);
  • общего портрета (внешних особенностей – походки, привычек, мимики, жестикуляции);
  • темперамента (неизменных установок, которые влияют на формирование поведенческих факторов – меланхоличность, холеричность, флегматичность, сангвиничность);
  • мотивации (того, что является определяющим в поступках человека);
  • опыта (приобретенных умений и знаний).

Основные типы личности

Одну из самых популярных типологий личности разработал психолог-аналитик из Швейцарии Карл Густав Юнг. В своей деятельности практикующего психолога Юнг выделяет два основных личностных типа: экстраверты и интроверты. Типология отличается в зависимости от того, на чём больше сфокусирован человек в течение своей жизни: на внешних объектах или на внутренних переживаниях. Часто можно ошибочно причислять себя к противоположному типу из-за существующей особой тенденции, которая нацелена компенсировать односторонность действий.

Следует учитывать и тот факт, что в каждом человеке заложены качества и экстраверта, и интроверта, определённое сочетание которых представляет конкретный тип личности. «Жизнь определяет сознание» — именно так можно сказать в случае с экстравертным типом личности. «Сознание определяет жизнь» — более актуальный принцип для интровертов.

Логичным было бы стремление к уравновешиванию обоих типов, но в реальной жизни этого не происходит: всегда существует определённый «перекос» в мировосприятии и самоотождествлении. Вследствие этого выделяется определённый тип по способу преобладания того или иного механизма взаимодействия с окружающим миром.

Примеры сильных, выдающихся и исторических личностей

На самом деле, таких людей очень много. Просто не всем посчастливилось войти в историю. Это происходит только, если сильная личность проявляется себя на очень высоком уровне (государственном, мировом) или если в силу каких-то обстоятельств становится о них известно широкому кругу людей.

  1. Чингиз-хан — монгольский кочевник, завоевавший полмира. Без выдающихся личностных качеств даже помыслить об этом было бы сложно.
  2. Александр Македонский — в свое время тоже завоевал полмира, правда, он шел с запада на восток, а Чингиз-хан — с востока на запад, но не суть.
  3. Наполеон — свидетельств о масштабе его личности много больше, чем о предыдущих двух фигурантах. Путь от лейтенанта до императора он прошел за 20 лет, покоряя людей силой своего духа и уверенности в себе. Чуть-чуть не стал императором всего мира (и кто же ему помешал в этом?).
  4. Минин и Пожарский — эти два человека, благодаря своим личным качествам, возглавили ополчение в начале семнадцатого века и изгнали польских оккупантов из Москвы.
  5. Петр Первый — очень одиозная личность, за срок своей не очень продолжительной жизни сделавшая Россию морской (великой) державой. Столько энергии и уверенности исходило от него, что позволяло совершать невозможное.
  6. Екатерина Вторая — коренная немка, которая, став нашей императрицей благодаря своей неуемной энергии и железной воле, сделала Россию по-настоящему Великой.
  7. Путин Владимир Владимирович — кто скажет, что это не самая сильная личность в текущей мировой политике. Конечно же, судить о его деяниях будут потомки, но оно и сейчас уже ясно, что в историю он войдет наравне с вышеперечисленными товарищами.

Есть люди, которых считают сильными не за то, чего они достигли в жизни, а за то, что они смогли остаться верными себе на пороге смерти:

  1. Иван Сусанин — заставил польских оккупантов потерять время водя их по болотам, при этом зная, что за это будет казнен.
  2. Алексей Маресьев — летчик, был сбит во время ВОВ и много дней добирался до своих с раздробленными ногами. После этого вернулся в строй и летал на протезах, поразив всех современников и потомков силой своего характера.
  3. Магомед Нурбагандов — полицейский из Дагестана, который перед лицом смерти не потерял выдержки и не отказался от своих принципов. Он был казнен перед объективом видеокамеры группой бандитов. Но он не был сломлен.

Характер

Это третий по значимости из всех существующих компонентов психологической структуры личности. Характер проявляется через поведение человека. Именно поэтому определить его и наблюдать в дальнейшем является задачей несложной. Недаром человека чаще всего судят только по его характеру, не учитывая при этом способности, направленность и прочие качества.

При изучении особенностей психологической структуры личности характер выступает как довольно сложная категория. Ведь он включает в себя эмоциональную сферу, волевые и моральные качества, а также интеллектуальные способности. Все они в совокупности главным образом и определяют поступки.

Отдельные компоненты характера связаны друг с другом и находятся во взаимной зависимости. В целом они образуют единую организацию. Ее и называют структурой характера. Данное понятие включает в себя две группы черт, то есть тех или иных особенностей личности, которые регулярно проявляются в самых различных сферах деятельности человека. Именно по ним и можно давать предположение о возможных поступках индивида в определенных условиях.

В первую группу входят черты, которые выражают направленность личности, то есть ее цели и идеалы, склонности и интересы, установки и устойчивые потребности. Это целая система отношений между человеком и окружающей действительностью, представляющая собой характерные только для этого индивида методы осуществления подобных отношений. Во вторую группу входят волевые черты характера. Рассматриваются в ней и эмоциональные проявления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: