Как развить креативность

Содержание
  1. Упражнения для развития креативного мышления у взрослых
  2. Нестандартный подход
  3. Онлайн тренажеры мозга
  4. Игра «Белогривые лошадки»
  5. Тренировка творческого мышления
  6. Как стать интересным собеседником
  7. Думать об успехах
  8. Что такое креативность?
  9. Признаки креативности
  10. Нет ничего важнее вашего отношения
  11. Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики
  12. Упражнения на развитие креативности
  13. Сочинить историю из ограниченного количества слов
  14. Придумать нетипичное применение обычному предмету
  15. Игра в слова-перевертыши
  16. Надевать выдуманные шляпы
  17. Придумайте связь между словами
  18. Ментальные карты
  19. Мозговой штурм
  20. Разделение с последующим объединением
  21. Вымышленный персонаж
  22. Упражнения, развивающие креативное мышление
  23. Творческий архитектор
  24. Дешифровщик
  25. Техника «Мозговой штурм»
  26. Ассоциативная карта
  27. Обратный брейншторминг
  28. С чего начать
  29. Что можно украсть у полицейского?
  30. Как развить креативность — советы
  31. Меняйте привычное мышление на нестандартное
  32. Записывайте идеи
  33. Найдите свой источник вдохновения
  34. Препятствия – ваша мотивация
  35. Создавайте грандиозные идеи самостоятельно
  36. Если муза не приходит…
  37. Находить новую информацию
  38. Умный — значит творческий?
  39. Как стать креативным?
  40. Техники развития творческого мышления
  41. ТРИЗ
  42. Мозговой штурм, брейнлайнинг
  43. Метод интеллектуальных карт
  44. Почувствовать себя архитектором
  45. Что нужно для развития креативного мышления
  46. Регулярность
  47. Целеустремлённость
  48. Выход из зоны комфорта
  49. Принятие собственной индивидуальности
  50. Творчество

Упражнения для развития креативного мышления у взрослых

В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:

  • нестандартный подход;
  • онлайн тренажеры мозга;
  • игры.

Нестандартный подход

Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.

Онлайн тренажеры мозга

При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:

  1. Таблица Шульте;
  2. Анаграммы;
  3. Пятнашки;
  4. Таблицы Горбова и т.д.

Таблица Шульте

Игра «Белогривые лошадки»

Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.

Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.

Тренировка творческого мышления

Одним из лучших способов держать в тонусе творческие способности и развить остроумие и креативность в речи считается метод ассоциаций. Есть несколько вариантов этого полезного упражнения, для достижения лучшего результата их можно чередовать.

Например, метод ментальных карт, изобретенный Т. Бьюзеном. Он способствует лучшему запоминанию идей и, соответственно, более быстрому поиску решений. В центр листа помещается изображение ключевого понятия, которое нужно раскрыть. Все ассоциации, даже самые невероятные, записываются на ветвях, идущих от центра. Хорошо подкреплять записанное схематическими рисунками. Вы удивитесь, насколько необычными могут получиться новые ассоциации.

Метод фокальных объектов. Его автор, американский ученый Ч. Вайтинг, считал, что можно добавлять к основному объекту признаки других предметов, получая абсолютно нестандартную идею.

Работая над вопросом о том, как развить креативность мышления, стоит использовать тренировки по этому методу. Это позволит взглянуть на банальный предмет под нестандартным углом зрения и придумать действительно необычное решение. Как это работает:

  1. Выбираем предмет, над которым будем работать (фокальный предмет).
  2. Выбираем случайные объекты (несколько разрозненных слов из книги, предметы обстановки).
  3. Записываем свойства выбранных случайных объектов и пробуем эти свойства мысленно добавить к фокальному предмету.
  4. Полученные варианты анализируем и развиваем при помощи метода ассоциаций.
  5. Из полученных решений выбираем самое интересное и жизнеспособное.

Этот метод широко применяется при создании рекламы новых продуктов, продумывании новых маркетинговых ходов. Также его стоит использовать для совершенствования творческих способностей.

Как стать интересным собеседником

Для того чтобы развить креативность речи, тоже есть интересные несложные упражнения. К тому же их выполнение надолго поднимет настроение.

  • Попробуйте вслух размышлять на самые невероятные темы. Это упражнение имеет условное название «Что было бы, если…». Расскажите о том, что было бы, если бы земля была плоской, а стулья улетали бы зимовать в теплые края. Желательно, чтобы рассказ получился связным и с интересными подробностями.
  • Представьте, что нужно составить толковый словарь и придумать свое определение для всех предметов и явлений. Можно не ограничиваться одним предложением, а написать небольшой рассказ. Главное, чтобы смысл описываемого слова стал понятен. Начинайте с простых предметов и постепенно переходите к абстрактным.
  • Упражнение «Слово-фраза». В течение дня развлекайтесь, придумывая к абстрактному слову фразу, слова которой будут начинаться с букв этого слова. Фраза должна получится связной и грамматически правильной.

Думать об успехах

Параллельно с преодолением неуверенности желательно начинать думать о себе как о талантливом, творческом человеке. Следует развеять стереотип, что креативными люди рождаются, а не становятся.

Необходимо учиться видеть прекрасные моменты в самых обыденных вещах, заострять внимание на окружающих мелочах. Для развития креативности очень полезно начать выражать себя в творчестве

Рисовать, даже если получается не очень реалистично, писать рассказы или стихи, купить фотоаппарат и снимать все, что нравится.

Люди часто думают и чувствуют так, как видят их окружающие или как они сами себя представляют. Потому нужно научиться ощущать себя творческой личностью, буквально сжиться с этим ощущением.

Что такое креативность?

Креативность – это способность выходить за рамки традиционных идей, правил, шаблонов, отношений и т. п., и создавать новые значимые идеи, формы, методы, интерпретации и т. д; оригинальность, прогрессивность или воображение. Вот что такое креативность.

Креативный человек – это тот, кто нестандартно мыслит и выделяется из толпы. Причем, делает это не специально, не на показ. Нельзя назвать креативным человека, который, стремясь к оригинальности, просто напялил несуразную одежду и вышел в ней на улицу

Да, на него обратят внимание и запомнят. Однако конструктива в таком поведении нет, и о креативности речь не идет

Креативным можно назвать человека, который благодаря своему умению мыслить нестандартно, и видеть объект с разных сторон, всегда способен найти неожиданное решение проблемы, которое большинству других не придет в голову. Это люди-новаторы, революционеры, первооткрыватели. Они смело толкают «двери», незамеченные остальными, и дарят окружающим возможность увидеть, познать, понять нечто новое, ранее спрятанное от глаз толпы.

Не обязательно креативный человек должен быть творцом эстетических ценностей. Нестандартный ум и умение видеть проблему под разными углами даже больше пригодится в сферах более практичных. Например, в бизнесе, психологии, рекламе. Даже обычная домохозяйка, отличающаяся креативностью, способна сделать много полезного. Например, придумать эффективный способ мытья посуды или изобрести новый рецепт шикарного торта.

Смелый, с развитым воображением, активный, открытый всему новому, нестандартно мыслящий, свободный от стереотипов – вот что означает креативный человек. Многие считают, что стать креативным – это просто, но так ли это?

Признаки креативности

Существуют определенные признаки, по которым можно распознать степень креативности человека:

  1. Гибкость мышления;
  2. Беглость;
  3. Наличие нестандартных идей;
  4. Умение выбрать из множества решений самое выгодное.

Гибкость мышления – способность воспроизвести несколько различных вариантов решения одной и той же задачи. При приеме на работу в крупные предприятия существуют тесты, в которых определяется степень гибкости ума. К примеру, даются два слов, абсолютно несвязанных между собой. Претендент на должность за фиксированное время должен составить предложения, где будут употреблены эти слова и связаны между собой по смыслу. Чем больше предложений, тем более развито креативное мышление.

Признаки креативности

Беглость – способность обрабатывать большое количество мыслей за фиксированное время. К примеру, за 3 минуты нужно назвать профессии на вторую букву алфавита. Чем больше определений, тем сильнее у человека развита беглость, соответственно, тем ценнее сотрудник.

Важно наличие нестандартных идей или оригинальность мышления. Еще в дошкольных учреждениях психологи проводят тесты с детьми на оригинальность мышления

Один из таких тестов заключается в вопросе, на что похож воздушный шар. Взрослый человек со стандартным мышлением ответит, что на мяч, у детей и подростков фантазия более развита. Некоторые отвечают, что на барабан и обосновывают, что в воздушном шаре и в барабане внутри много воздуха. Как правило, судить о степени развития креативности в таком возрасте еще слишком рано.

Умение выбрать из множества идей самую выгодную – этот признак очень ценится в мире предпринимательства, так как идей может быть очень много, а максимальный результат принесет только одна.

Нет ничего важнее вашего отношения

Вместо рефлексии.

Страх перед смертью — это страх перед неизвестным. Если вы изучите эту тему (как и любую другую) с нескольких сторон, вы преодолеете множество барьеров.

Я специально не раскрыл в посте три элемента, которые выделил в самом начале — человек (это вы сами со всеми своими знаниями и незнаниями), общество (это наше окружение со всеми нормами и правилами) и Вселенная (то, чему на всех нас наплевать)

Потому что важно лишь то, как вы ко всему этому относитесь

Оставляю их вам на думательный десерт. А креативность поможет вам проделать это с фантазией и задором.

Ничего не бойтесь, но берегите себя!

Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики

Креативность проявляется в способности решать, казалось бы, тривиальные задачи необычным способом. Также в возможности приходить к новым, оригинальным выводам по темам и определенным вопросам. Проверка таких способностей не может быть простой, сухих вопросов быть не может, поскольку они не оценивают огромный пласт способностей и личностных качеств.

Для диагностики креативности психологи используют ряд специализированных тестов. Тест на креативность мышления Торренса используется наиболее часто. Есть несколько вариаций такового. Основной формой является трехступенчатая проверка.

В первом тесте обследуемому предложена планиметрическая фигура. Овал, нарисованный на листе бумаги. Человек переносит простую форму на цветную бумагу (цвет произвольный, на усмотрение испытуемого). Вырезает ее. Далее необходимо составить полноценную композицию, дать ей название. Возможен и более простой вариант, фигура дополняется прямо на листе. Нужно дорисовать недостающие, по мнению обследуемого, составляющие.

Второй тест касается системности мышления. Предоставляется группа картинок. На каждой изображены линии, составляющие определенную последовательность. Задача заключается в дополнении этих последовательностей таким образом, чтобы получился целостный и узнаваемый образ.

В третьем тесте в качестве стимулирующего материала предлагается 30 параллельных вертикальных линий одного размера. Они расположены через равные промежутки. Задача обследуемого — каждую подобную линию использовать для небольшого рисунка

Важно, чтобы рисунки во всех 30 итерациях не повторялись. В противном случае конечный балл будет снижен

Задания выполняются в строгом или удобном порядке, на усмотрение психолога, проводящего диагностику.

Интерпретация проводится специалистом. В конечном итоге выставляется балл за работу. Исходя из результатов, можно говорить о нескольких уровнях развития креативности:

  • крайне низкий;
  • низкий;
  • несколько ниже нормы;
  • средний (норма);
  • выше нормы;
  • высокий;
  • отличный.

Учитываются не только данные ответы, но и скорость выполнения заданий, уверенность при их выполнении.

Нужно иметь в виду, что неудовлетворительные результаты можно скорректировать, поскольку креативность является развиваемой способностью. Ее можно тренировать. Имеет смысл проделать некоторые упражнения для ее развития.

Упражнения на развитие креативности

Разработано большое количество упражнения для формирования креативного мышления. Мы расскажем о наиболее эффективных. Все они представлены в легкой игровой форме.

Сочинить историю из ограниченного количества слов

Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует определить в произвольном порядке. Составляйте короткий рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволит подсознанию искать нестандартные пути для применения слов. Если история получится мало похожей на реальную действительность, то это нормально и даже приветствуется.

Придумать нетипичное применение обычному предмету

Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

Игра в слова-перевертыши

Находясь на открытом пространстве по ходу движения произносите название предметов, которые видите «задом-наперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.

Надевать выдуманные шляпы

Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный – можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым вопросом. В зеленой – продуцируйте новые идеи, в желтой – ищите только позитив, в черной – негатив. Таким образом, мы учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.

Придумайте связь между словами

Определите два слова, которые не имеют прямой связи между собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в одно предложение, что может быть общего. Учимся соединять вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы. В данном примере можно предположить, что лангуст – это товарный знак мебельной фабрики, изготовившей кровать, а ее логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.

Ментальные карты

Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

Мозговой штурм

Широко распространенный метод развития коллективной креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы. Другие люди проводят анализ предложений, критикуют, предлагают изменения.

Разделение с последующим объединением

Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики, затем из них складывается новый объект. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

Вымышленный персонаж

Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта, судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти персонажи. Таким образом можно избавиться от имеющихся стереотипов мышления.

Перечисленные техники можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярных тренировках уровень креативности значительно возрастает и человек сможет добиться серьезных успехов в своей деятельности.

Упражнения, развивающие креативное мышление

Когда ты ознакомилась с базисом, можно смело переходить к упражнениям, направленным на развитие креативного мышления. Samka еще раз напоминает тебе о том, что без базиса, упражнения будут не более чем интересная игра.

Творческий архитектор

Представь, что ты являешься архитектором. На листе бумаги напиши более десяти существительных, которые приходят на ум. Допустим, арбуз, пляж, медь, и тд. Далее представь, что они являются обязательными условиями заказчика, которому ты проектируешь дом.

Далее действуй по методу аналогий, где, например, «аруз» будет условием поклейки зелёных обоев, а «пляж» — зона отдыха во дворе, а вот «медь»— элементы декора, и далее продолжай по обозначенному принципу

Важно подключить воображение и создать проект дома

Дешифровщик

Если в первом упражнении ты была архитектором, то выполняя данное упражнение тебе нужно стать дешифровщиком. В интернете найди картинки с египетскими иероглифами. Внимательно всмотрись в символы: что они могут обозначать? Запиши дешифровку к каждому символу.

Giphy

С большой вероятностью, ты будешь приятно удивлена интересному и оригинальному сюжету на каждый из символов.

Техника «Мозговой штурм»

Краткий ликбез: А Осборн, основатель крупной сети рекламных агентств является и изобретателем брейншторминга. Именно он предложил использовать творческий подход для решения разных задач. Смысловой посыл заключается в том, что чем больше генерируется новых идей, тем выше шансы найти наиболее подходящее решение.

Ассоциативная карта

В центре на большом чистом листе нарисуй круг и запиши в нём ведущую проблему или и актуальную тему. Задай себе вопрос: «Что, связанное с темой, я могу добавить на карту?» Возникшие идеи следует записывать в виде ветвей, которые будут идти от центрального круга.

Не обращай внимание на то, если они будут через чур очевидными. Так бывает почти всегда

Далее, каждое соединение используй для генерирования новых вариантов. Если какая-то из идей приведет к абсолютно новому сектору, обведи её, дабы таким образом она была выделена.  Карта должна расширяться до тех пор, пока не иссякнет твоя фантазия.

С большой вероятностью, ты будешь очень удивлена какие непредсказуемые идеи начнут «вырисовываться». Если страница будет заполнена, но у тебя останется ощущение того, что тема до конца нераскрыта, ты, можешь переформулировать её и записать уже в новую карту, по предыдущему принципу. Это позволит тебе получить незамыленный взгляд на актуальный для тебя вопрос.

Обратный брейншторминг

Данная техника основывается на выявление тех идей, которые не соответствуют желаемому результату, проще говоря, работа от обратного. Например, ты хочешь увеличить продажу изделий ручной работы. В данном случае нужно прописать те способы, которые связаны со снижением продажи

Если ты помнишь, Samka уже акцентировала внимание на «подключении» нестандартных подходов

Именно работа от обратного поспособствует тому, что поможет найти неявные идеи, которые будут основой для принятия нужного решения.

К данной технике относится и поиск недостатков, характерных для услуг, товаров, актуальной ситуации

После того, когда они будут выявлены, важно, для каждого пункта прописать наиболее оптимальное решение

В завершении, Samka напоминает тебе о том, что многими учеными было отмечено: для развития креативного мышления важно:

  • регулярно решать креативные задачи;
  • использовать алгоритмические и эвристические методы, которые есть основой креативной деятельности;
  • использовать личный опыт, который предполагает системность, диалектическое мышление, пространственное, продуктивное и произвольное воображение.

С чего начать

Для разминки возьмем два ключевых элемента системы и применим к ним бином фантазии:

  • Креативность из смерти
  • Смерть из креативности
  • Смертельная креативность
  • Креативная смерть
  • Смерть вне креативности
  • Креативность вне смерти
  • Смерть от креативности
  • Креативность от смерти
  • Креативность как смерть
  • Смерть как креативность
  • В смерти креативности
  • Креативность над смертью
  • Смерть над креативностью
  • За смертью креативность
  • За креативностью смерть
  • И т.д.

Записав как можно больше комбинаций, найдите для каждой идею или напишите мотивирующий слоган. Среди них будут те, которые помогут увидеть совершенно новый угол между этими двумя словами.

Для вдохновения — бесспорный лидер креативной презентации смерти Dumb Ways to Die (запрещённый в России ролик). Посмотрите и подумайте, какая из перечисленных комбинаций в биноме фантазии больше всего подходит к нему?

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/7Jyw6cwdEvM

Что можно украсть у полицейского?

В реальной жизни красть плохо, а красть у полицейского — плохо в квадрате. Но мы с вами в мире креативности, и как говаривал Остин Клеон — «Кради как художник».

Оказывается Crazy Walls, которые мы видим в фильмах — это не режиссерская выдумка, а реальность. На самом деле, полицейские действительно используют их в своей работе.

Обязательно прочитайте статью, там много интересного — начиная с истории появления досок, примеров их использования в реальной жизни, особенностей личностей полицейских, которые их используют, до откровений, кто же на самом деле находит неочевидные связи на этих стенах, и какие компьютерные системы используют современные детективы для обработки больших массивов информации. В общем, очень интересно. На английском.

Как развить креативность — советы

Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Находить новую информацию

Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, необходимо постоянно находиться в поисках нового, того, что еще неизвестно, но может стать полезным. Начинать читать книги, стараясь при этом обдумывать получаемую информацию.

Одним из способов развить креативность мышления считается общение с людьми, которые придерживаются противоположных взглядов. В спорах рождается истина — научившись с интересом воспринимать мнение других людей, соглашаться с непривычными теориями, можно значительно расширить свой кругозор.

С самого детства родители и педагоги учат быть таким, как все, не выделяться. Этот шаблон следует разрушить, ведь только свободный, независимо мыслящий человек способен создавать новое. В любой кажущейся стандартной ситуации можно пробовать найти необычные составляющие. Это нелегко, многие шаблоны сидят в нас с детства и уже успели стать частью реальности.

Попробуйте сменить обычный маршрут поездки на работу, иногда пересаживайтесь из салона машины на велосипед. Посетите новую выставку, откройте книгу, которая раньше казалась бессмысленной. Чем чаще стараться выглянуть за грани обыденности, тем ярче станет восприятие мира.

Умный — значит творческий?

В 1921 году американский психолог Льюис Термен начал так называемый  — масштабное исследование взаимосвязи интеллекта с творческим потенциалом, продолжавшееся до конца XX века. В экспериментальную группу вошли более полутора тысяч мальчиков и девочек в возрасте 8–12 лет со средним IQ 150 и отличной успеваемостью в школе. Параллельно была сформирована контрольная группа. Она состояла из детей того же возраста, но с более низким уровнем интеллекта и школьной успеваемости.

В последующие 30 лет Термен провел три измерения IQ участников эксперимента и отслеживал их достижения. После смерти ученого в 1956 году исследование продолжили его коллеги. К 1950-му году 800 мужчин из экспериментальной группы достигли значительных успехов в естественных и точных науках. В их активе было 67 опубликованных книг, 150 патентов на изобретения, ученые степени в области философии, медицины, физики. Эти результаты в 30 раз превышали достижения людей из контрольной группы.

Как стать креативным?

Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:

Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.

Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей, а именно:

  • чувство юмора;
  • легкость на подъем;
  • наблюдательность;
  • умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое;
  • независимость от предрассудков и шаблонов;
  • проницательность;
  • готовность к риску.

Креативный человек не боится экспериментировать и совмещать то, что на первый взгляд кажется несовместимым. Также он отличается от многих других тем, что не затягивает с реализацией своих идей. Как только решение пришло в голову, он тут же старается его применить. При этом часто попадает в самую точку.

Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.

Еще один важный момент. Креативные люди уверены в своей необычности. Они даже мысли не допускают, что являются лишь частью серой массы. Именно эта уверенность в собственной нестандартности творит настоящие чудеса.

Техники развития творческого мышления

У всех людей с рождения есть определенный творческий потенциал. Например, любой малыш — экспериментатор и исследователь во всех сферах деятельности. Его мышление не ограничено шаблонами, поэтому он постоянно создает какие-то оригинальные решения — картины на обоях, домики из стульев, подушек, одеял. По мере взросления у многих творческие способности ослабевают. Обучение в школе, институте, воспитательное воздействие со стороны родителей и учителей формирует у нас шаблонное мышление и поведение.

Но в любом возрасте творческие способности можно развить с помощью специальных техник.

ТРИЗ

В середине прошлого века советский изобретатель, рационализатор и писатель Генрих Альтшуллер разработал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), направленную на развитие логики, творческого мышления и фантазии. Теория нашла применение не только в технических областях, но также в психологии, педагогике, искусстве, литературе, бизнесе.

Основа ТРИЗ — 40 изобретательских приемов и 76 шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Некоторые из них применяются для развития творческого мышления у детей.

Этот прием многие творческие люди использовали еще до появления ТРИЗ. Например, к нему прибегал Генри Форд — американский промышленник, бизнес-магнат, изобретатель. Именно Форд стал первым использовать конвейер для поточного производства автомобилей, а также придумал, как его выгодно чинить.

Генри Форд. Источник

У Форда шла постоянная вражда с ремонтной бригадой, которая обслуживала конвейеры на его заводе. Ремонтники работали медленно и часто занимались вредительством — если нужной детали под рукой не было, они заменяли металл на дерево, резину на тряпки. В итоге техника простаивала, Форд нес убытки.

Логичное решение в этой ситуации — увольнение ремонтников. Но Форд поступил наоборот: он создал им зону с мягкими диванами, телевизором и стал платить за время отдыха. Как только выходил из строя заводской конвейер, зарплата переставала начисляться. Такая тактика оказалось выгодной как для производства, так и в финансовом плане.

Принцип обратного эффекта можно использовать в любом виде творчества. Например, не получается классический рисунок — трансформируйте его в креативный:

  • Сделайте белого снеговика черным.
  • Переверните предмет вверх тормашками.
  • Превратите твердое в текучее, как это сделал Сальвадор Дали в картине «Постоянство памяти».

Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали.

Мозговой штурм, брейнлайнинг

Известным исследователем творческого мышления был Алекс Осборн — американский менеджер, учредитель знаменитого рекламного агентства BBDO.

Возглавляя один из филиалов BBDO, Осборн столкнулся с неспособностью сотрудников генерировать творческие идеи. Это сподвигло его разработать технику мозгового штурма. Он предложил проводить коллективную генерацию идей в неформальной обстановке и разбивать этот процесс на несколько этапов:

  1. Четкое изложение проблемы, постановка одной понятной цели.
  2. Генерация идей без их анализа, привязки к реальности, критики. На этом этапе участники мозгового штурма высказывают все, что им приходит в голову. Чем фантастичнее идея и чем больше их генерируется, тем лучше.
  3. Анализ, оценка, критика предложенных идей, выбор лучшего решения.

Мозговой штурм в нью-йоркском офисе BBDO в 1950-х годах. Источник

Современная модификация мозгового штурма — брейнлайнинг, или электронный мозговой штурм, который может проводиться в чатах или видеоконференциях. Некоторые психологи отмечают, что брейнлайнинг эффективнее стандартного мозгового штурма.

Метод интеллектуальных карт

Метод интеллектуальных карт британского психолога Тони Бьюзена за многофункциональность называют «швейцарским армейским ножом мозга». Он развивает ассоциативное мышление, память, помогает генерировать идеи, подходит для решения разноплановых задач.

Еще во время обучения в университете Бьюзен заметил, что студенты, которые при ведении конспектов подключают воображение и ассоциативное мышление, имеют лучшие оценки. Их конспекты были усеяны какими-то странными цветными рисунками и стрелочками. Бьюзен стал изучать этот вопрос глубже и выяснил, что такое визуальное отображение информации использовали некоторые гении — Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн.

На основании своих наблюдений ученый придумал метод интеллектуальных карт. В центре карты находится основная идея. Вокруг нее — важные мысли и категории, которые тоже можно разбивать на подпункты до тех пор, пока не будет структурирована вся информация. Объекты карты дополняются ассоциативными изображениями.

Почувствовать себя архитектором

Для преодоления шаблонного мышления и развития креативности хорошо подойдет это упражнение с элементами игры:

  • Строим необычный дом. Все знают, что у зданий есть углы, окна, двери и фундамент. А если попробовать нарисовать необычный дом, в котором, например, будет комфортно жить на Марсе. Постепенно продумать все до мельчайших деталей, вплоть до совсем нестандартных.
  • Дом из десяти предметов. Когда начнут получаться архитектурные проекты нестандартных зданий, задание можно усложнить. Попросите окружающих назвать десять любых материальных предметов (чем более сумбурным получится перечень, тем лучше). Придумайте функциональное применение всем этим предметам в новом доме. Например, картофелина может стать фундаментом, а расческа частью крыши. Не стесняйтесь фантазировать, это лучший способ развить креативность.

Играйте всей семьей — так будет веселее, и, возможно, маленькие члены семьи удивят своим необычным подходом к заданиям.

Что нужно для развития креативного мышления

Необходимые пункты для того, чтобы повысить уровень нестандартного мышления:

Регулярность

Нужно систематически применять упражнения по развитию креативности. Только постоянная работа и систематическое выполнение ряда команд поможет человеку развить в себе креативное мышление.

Целеустремлённость

Перед индивидом стоит конкретная цель и нужно найти пути её достижения. Главное правило – это цель оправдывает средства. Человек должен чётко оценивать свою позицию и знать, что такое креативность, для чего она нужна и почему так важна.

Только постоянное проговаривание этих пунктов может достаточно замотивировать, чтоб человек мог и хотел развит в себе творческие способности и нестандартное мышление.

Выход из зоны комфорта

Именно за зоной комфорта творятся чудеса

Творческий человек всегда думает о достижении желаемого, не важно что для этого потребуется, есть цель и нужно идти к ней

Принятие собственной индивидуальности

Общество привыкло накладывать стереотипные рамки на человека, основная цель креативного человека их рушить. Нет рамок, каждый индивидуален и это стоит принимать.

Творчество

Творческие способности и креативное мышление тесно связаны между собой. Именно творчество в разных своих отраслях поможет достичь желаемой цели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: