Когнитивные способности

Содержание
  1. Что тормозит когнитивное развитие?
  2. Причина 1: Информационная перегрузка.
  3. Причина 2: Недостаток смысла.
  4. Причина 3: Вынужденная скорость действий.
  5. Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.
  6. Упражнения для развития когнитивных способностей
  7. Что такое когнитивные способности: определение
  8. Когнитивное мышление
  9. Когнитивная психотерапия
  10. Решайте все виды головоломок
  11. Рефлексивность и импульсивность
  12. Виды когнитивных способностей
  13. Память
  14. Мышление
  15. Речь
  16. Восприятие
  17. Воображение
  18. Викиум
  19. Развитие когнитивных способностей
  20. Польза
  21. Уровни интеллекта
  22. Общие рекомендации для развития когнитивных способностей
  23. Правильное питание
  24. Полноценный здоровый сон
  25. Избавление от вредных привычек
  26. Снижение уровня стресса
  27. Информационный детокс
  28. Качественные и разнообразные стимулы
  29. Когнитивные способности и психология
  30. Важность когнитивных способностей для достижения профессионального успеха
  31. Наиболее значимые когнитивные функции:
  32. Когнитивное мышление: варианты развития
  33. Диагностика и тестирование
  34. Коэффициент интеллекта

Что тормозит когнитивное развитие?

Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.

Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:

  • Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
  • Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
  • Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
  • Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
  • Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
  • Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
  • Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.

Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.

Причина 1: Информационная перегрузка.

Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал

Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной

Причина 2: Недостаток смысла.

Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.

Причина 3: Вынужденная скорость действий.

Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.

Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.

Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.

Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.

Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:

  1. Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
  2. Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
  3. Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
  4. Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.

Что такое когнитивные способности: определение

Список когнитивных способностей прост. Он включает в себя:

память, внимание, мышление, восприятие, речь, воображение. Это и есть структура когнитивных способностей личности

Это и есть структура когнитивных способностей личности.

Нам приятно общаться с грамотным человеком, который ясно и четко выражает свои мысли, помнит мелкие детали, умеет фантазировать, концентрироваться, делать выводы и т. п. Это все работа когнитивных функций. И это значит, что нам приятно общаться и иметь общие дела с людьми, у которых на высоте работают когнитивные функции.

Хочу сказать, что современное общество предъявляет человеку нехилые требования. Если ты немного выбился в люди, то будь добр выражаться грамотно, четко и ясно излагать свои мысли и делать все то, что я перечислила раньше. Еще лет эдак 100 назад человек жил себе и горя не знал, работал с тяпочкой на огороде и не задумывался, как развивать свой мозг.

Но в XXI веке мы знаем, что успешными нас делают именно развитые когнитивные процессы. И от их уровня зависит, насколько мы уважаемы в обществе, сколько мы сможем заработать, какие полезные знакомства сумеем завести и т. д.

Когнитивное мышление

Начиная с рождения человек тренирует когнитивные способности, учится мыслить и взаимодействовать с миром. Деятельность его мозга совершенствуется, проходя три основных стадии:

  1. наглядно-действенная, при которой ребенок изучает предметы визуально и на ощупь и анализирует поступающие данные;
  2. наглядно-образная – в этот период происходит усвоение правил поведения, основных логических принципов, развитие памяти, речи;
  3. отвлеченное мышление – человек учится оперировать образами и абстрактными конструкциями.

В норме все три стадии проходят до наступления взрослости, но и в старшем возрасте можно развивать когнитивное мышление любым доступным образом: обучиться игре в шахматы, решать логические задачи, выработать каллиграфическое письмо, читать познавательную литературу, разгадывать кроссворды.

Подборка развивающих, настольных игр, головоломок для взрослых и детей

Когнитивная психотерапия

В процессе становления психотерапии возникло направление, объясняющее нарушения и расстройства психики через ошибки мышления. Ученые, придерживающиеся этой теории, считают, что коррекция стереотипов восприятия, убеждений, шаблонов поведения может помочь человеку переосмыслить сложные ситуации и убрать внутренние негативные факторы.

Решайте все виды головоломок

Головоломки — это отличный способ создания новых связей в мозге. Например, решение кроссвордов. Кроме них, еще есть много типов загадок, к которым относятся акростихи, криптограммы и многие другие слово-ориентированные тизеры мозга. Некоторые дразнилки мозга вообще не содержат слов, например, судоку.

Мозгу особенно полезно искать разнообразие. Начните с одного типа, а некоторое время спустя переключитесь на другой тип головоломок. Мозг будет задействован заново с каждым конкретным типом головоломки. Переход от простой головоломки к более сложному или незнакомому типу стимулирует новую мозговую активность или обучение, так как теперь ваш мозг должен генерировать новые воспоминания, чтобы справиться с новой задачей.

Рефлексивность и импульсивность

Данные когнитивные стили в 1976 году выделил другой психолог – Н. Коган, в процессе исследования интеллектуальной деятельности человека в ситуациях принятия решения, для которых характерны условия неопределённости, и где для выбора нужно рассмотреть несколько альтернатив.

Импульсивный человек всегда быстро реагирует на проблемные ситуации, а также находит и принимает способы решения без тщательной оценки. Рефлексивный человек, наоборот, реагирует несколько замедленно, а решения принимает только после тщательной оценки и рассмотрения всех плюсов и минусов. Кроме того, рефлексивные люди склонны применять более эффективные способы решения задач и успешнее реализуют освоенные стратегии деятельности применительно к новым ситуациям.

Виды когнитивных способностей

Мы уже познакомились со списком психических процессов. А теперь давайте подробнее рассмотрим эти понятия, дадим характеристику процессам, рассмотрим “золотые” способности, которые открывают нам дорогу в жизнь.

Память

Развивать память можно и нужно. Детям дошкольного возраста мы даем учить стишки, рассказываем сказочки для запоминания, помогаем запомнить важные для жизни действия.

Во взрослом же возрасте для успешности нам уже не подходит просто бытовая память. Здесь важны мнемотехники, четкое запоминание дат, лиц, чисел. Именно этот навык дает нам возможность быть хорошим сотрудником, собеседником, руководителем. Именно хорошее и качественное запоминание открывает перед нами возможности.

Мышление

Уровень развития мышления прямо пропорционален нашей эффективности на работе, в личной жизни. Смотрите курсы по развитию мышления.

Мышление помогает нам быстро реагировать на изменения, делать анализ происходящих событий и принимать соответствующие решения

От этого процесса зависит наш интеллект, что очень важно для нашей продуктивности

Особенно ценится логическое мышление. Оно защищает нас от ошибок и помогает принимать быстрые и правильные решения. Полную классификацию видов мышления ищите на нашем блоге.

Но иногда развитие логики и эмоционального интеллекта может приводить к когнитивному диссонансу, то есть к осознанию парадокса этого мира. Например, мы понимаем, что не должны дети при живых родителях находиться в приютах, но это происходит. Мы понимаем, что в семье должен быть мир и покой, но там постоянные склоки, человеку дискомфортно.

Внимание

Внимание – очень полезная штука. Вот даже при сохранной памяти ребенок может вообще ничего не воспроизвести

И многие родители пичкают его таблетками, заставляют учить стихи для развития памяти, а проблема-то во внимании.

Полную классификацию видов внимания ищите на нашем блоге.

От концентрации, переключаемости, устойчивости внимания зависит успешность в работе

Когнитивная способность удерживать внимание – удовольствие не из легких. Но оно окупается эффективностью и возможностью занимать руководящие посты

Речь

Вербальные способности человека зависят от работы мышления. Речь очень тесно связана с работой других психических функций. Как она относится к когнитивным способностям?

Она влияет на представление человека о мире через обучение общению на родном языке. Речь позволяет нам многое узнавать, получать информацию, взаимодействовать с окружающими и упорядочивать свою жизнь через диалог с собой.

Правильная формулировка мысли, ораторские возможности, риторика дают возможность человеку стать уважаемым в своем окружении. А если он еще освоил умение рассказывать истории и шутить, то вообще душой компании станет.

Восприятие

Этот процесс помогает человеку воспринимать все, что происходит вокруг, через органы чувств. Восприятие дает нам информацию об окружающем мире: запахах, цветах, материалах и т. д.

Воображение

Это такой творческий психический процесс. Он очень связан с креативностью. А в век быстрого развития новых технологий креативность – крайне востребованная характеристика личности. Поэтому воображение, то есть способность человека представлять, выдумывать, воспроизводить образы, тоже относится к когнитивным способностям.

Викиум

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.

Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.

На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.

Развитие когнитивных способностей

Альтер Эго человека — что это такое

В педагогике существуют специальные упражнения, позволяющие развить когнитивные способности:

  • Упражнение «Скрещивающееся движение». Нужно лечь на ровную поверхность, согнуть левую ногу и правую руку. Левым коленом нужно коснуться правого локтя. Затем руку и ногу надо поменять. Упражнение нужно выполнять медленно. Оно стимулирует работу полушарий головного мозга и активизирует лобные доли, оказывает благоприятное воздействие на работу мозга и общее состояние организма.
  • Упражнение «Слон». Нужно встать, ноги слегка расслабить. Наклоняя голову в сторону, коснуться ухом плеча. Одна рука при этом вытянута вперед (это «хобот»). Совершая движения только верхней частью туловища, вытянутой рукой нужно рисовать знак бесконечности. Рисование лежащей восьмерки сопровождается поочередными наклонами головы вправо и влево и касаниями ухом плеча. Это упражнение стимулирует связи между мозгом и телом.
  • Упражнение «Преодоление тяжести». Для его выполнения надо сесть на стул и вытянуть ноги вперед. Ступни должны касаться пола. Теперь ноги надо скрестить в голеностопном суставе и слегка согнуть колени. Нужно на медленном выдохе наклоняться вперед, на вдохе – возвращаться в исходное положение. После трех наклонов ноги поменять, повторить упражнение еще 3 раза. Упражнение помогает расслабить спину и улучшить кровоток. Снятие мышечного напряжения способствует улучшению координации. Кроме того, упражнение способствует лучшему восприятию информацию.
  • Упражнение «Синхронное рисование». Для этого упражнения понадобятся чистый лист бумаги и 2 карандаша разных цветов. В каждую руку нужно взять по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками симметричные предметы, начиная от оси симметрии: квадраты, треугольники, бублики, сердечки. Такое рисование улучшает зрительную координацию и моторные способности.


Синхронное рисование двумя руками

Дополнительная информация. Успешное решение когнитивных задач – это результат совокупной работы анализаторных систем, мозга и тела. Для того чтобы стимулировать те отделы мозга, которые в повседневной жизни практически не задействованы, можно попробовать делать бытовые дела слабой рукой. Например, правшам можно чистить зубы левой рукой.

Польза

Прохождение тренинга положительно влияет на психологическое и эмоциональное состояние, улучшая качество жизни человека. Благодаря регулярным занятиям в группе могут быть достигнуты следующие результаты:

  1. Полностью восстанавливаются когнитивные функции (в тяжелых случаях – значительно замедляется темп ухудшений).
  2. Регулярная тренировка мозга с помощью специально подобранного комплекса упражнений способствует увеличению когнитивного потенциала человека.
  3. В случае серьезных поражений головного мозга его сохранившиеся здоровые участки могут взять на себя утраченные функции.
  4. Восстановление и укрепление когнитивных способностей значительно повышает самооценку человека и его уверенность в себе.
  5. Работа в группе развивает коммуникативные навыки и расширяет социальные связи.
  6. Сводится к минимуму вероятность повторной депрессии, невроза и других расстройств.
  7. Улучшается самоконтроль и осознанность собственных действий.

Благодаря когнитивному тренингу можно не только восстановить утраченные функции, но и развить и укрепить внимание, память, скорость мышления. Поэтому данный метод подойдет для развития умственных способностей или саморазвития здоровых людей любого возраста

Уровни интеллекта

Интеллектуальный уровень – это тот самый IQ. Согласно данным, которые получаются в результате опроса, уровни интеллекта представлены в таблице.

Выше 140 Человек обладает отличными творческими способностями, может добиться значительных успехов в разных отраслях научного знания. Они известны своими выдающимися способностями, вносят вклад в науку и развитие общества в целом. Представители – Билл Гейтс, Стивен Хоукинг.
От 131 до 140 Очень высокие показатели уровня интеллекта, ими обладают лишь 3% населения людей. Их можно охарактеризовать как очень одаренных, успешных людей. Они также способны достичь высот в науке, творчестве. Представители – Николь Кидман, Арнольд Шварцгнеггер.
От 121 до 130 Показатель выше среднего, наблюдается у 6% населения. Такие люди сразу видны в старших классах школы, в университетах. Без особых усилий они отлично успевают по всем предметам, ведут активную общественную и творческую деятельность, получают красные дипломы и золотые медали. В выбранных профессиях такие люди достигают особых высот, успешно продвигаются по карьерной лестнице.
От 111 до 120 Представители – очень усидчивые и трудолюбивые люди, которые всю жизнь пытаются узнавать что-то новое, учиться, развиваться. Таких людей приблизительно 12%.
От 101 до 110 Средний уровень интеллекта, который позволяет человеку добиться заметных высот, но не грандиозного успеха. Расстраиваться не стоит, ведь такой интеллект можно развивать, прокачивать, подобно тому, как спортсмены наращивают мышечную массу.
От 91 до 100 Также средний показатель интеллекта. При должных усилиях, такие люди способны хорошо учиться в школе, закончить ВУЗ. В качестве будущей профессиональной деятельности обычно выбирают профессии среднего звена, которые не требуют серьезных интеллектуальных усилий.
От 81 до 90 Представители такого уровня интеллекта в школе учатся неплохо или средне. Высшее образование получают редко, предпочитают ограничиться техникумом, колледжем. Успешно трудятся в сферах, где нужно применять физическую активность и уметь работать руками.
От 71 до 80 Люди обычно имеют умственную отсталость в легкой степени. Они заканчивают общеобразовательные школы со средними или удовлетворительными отметками, могут обучаться в специализированных школах.
От 51 до 70 Более серьезная форма умственной отсталости, но такие люди могут самостоятельно себя обслуживать, выполнять работу, не требующую интеллектуальных усилий, являться полноправными членами общества. Учатся они в специализированных школах.
От 21 до 50 Такой уровень интеллекта присущ 2% населения, он характеризуется как выраженное слабоумие, средняя степень умственной отсталости. Люди не обучаемы, но могут справляться с элементарными бытовыми вещами. Для более сложных манипуляций им требуется помощь опекунов.
До 20 Тяжелая форма умственной отсталости, люди не поддаются обучению и воспитанию. Они существуют в своем собственном мире, в современных реалиях не смогут выжить без помощи опекунов.

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/ZI3kTfBU8lc

Общие рекомендации для развития когнитивных способностей

Мы рассмотрели каждую когнитивную функцию в отдельности. Теперь давайте поговорим об универсальных способах их развития.

Прежде чем вы начнете активно заниматься умственной прокачкой, советую пройти тесты на оценку когнитивных способностей. Так вы сможете отслеживать прогресс.

Правильное питание

В основе всех когнитивных функций, несмотря на их нематериальную природу, лежат органические процессы. Для бесперебойной работы мозгу требуются все необходимые питательные вещества. Их недостаток может привести к сбоям, снижению работоспособности, повышению количества ошибок.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш рацион был сбалансирован и богат витаминами и минералами. Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. Не злоупотребляйте жирной, сладкой, мучной пищей.

Добавьте в рацион продукты, которые благотворно влияют на умственную деятельность:

  • красную рыбу и морепродукты;
  • грецкие орехи, семечки;
  • зелень: укроп, петрушку, листья салата, шпинат;
  • горький шоколад;
  • яйца.

Полноценный здоровый сон

Мозг страдает от недосыпа сильнее других органов и систем. Качество работы всех его функций ухудшается. Поэтому не стоит пренебрегать этим жизненно важным занятием.

Оказывается, спать тоже нужно уметь правильно. Вот вам несколько советов, которые помогут наладить режим и качество сна:

  1. Спите по 7–9 часов в сутки.
  2. Ложитесь спать не позже 22.00.
  3. За 2 часа до сна исключите физические нагрузки, обильную пищу, телевизор и компьютерные игры.
  4. Правильно организуйте пространство для сна. Комната должна быть хорошо проветренной, аккуратно убранной, без лишних отвлекающих стимулов.

Избавление от вредных привычек

Алкоголь, табак, различные психотропные вещества негативно влияют на весь организм, но мозг страдает в первую очередь. Драгоценные нейроны, на которых держится работа всех когнитивных функций, погибают от воздействия этих веществ. Чем раньше вы сможете отказаться от них, тем больше у вас шансов сохранить ясность ума.

Рекомендации по избавлению от вредных привычек вы можете найти на нашем блоге.

Снижение уровня стресса

От психоэмоционального напряжения страдает вся когнитивная сфера личности. Это обусловлено тем, что при стрессе в мозге формируется доминанта, которая гасит остальные очаги возбуждения

Все внимание забирает на себя стрессовая ситуация

На биохимическом уровне стресс характеризуется выбросом гормонов, отвечающих за мобилизацию организма для борьбы с опасностью. Это очень энергозатратное состояние, которое быстро истощает все резервы.

Вы должны тщательно следить за своей психической гигиеной и стремиться избегать сильных стрессов, если хотите поддерживать когнитивную активность на высоком уровне. В этом вам помогут регулярные медитации, занятия йогой, аутогенная тренировка, позитивное мышление.

О том, как эффективно бороться со стрессом, читайте на блоге iklife.ru.

Информационный детокс

Познавательные способности нашего мозга ограничены. Если вы нагружаете их ненужной информацией, то на нужную может просто не хватить ресурсов. Это настоящая проблема в век развития интернета.

Из смартфонов, планшетов, компьютеров на человека льется непрерывный поток информации, качество которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нам сообщают, что ел на обед наш сосед, в какой больнице брат друга нашей сестры лечит зубы, с кем в очередной раз поругалась Ольга Бузова и т. п. А ведь на усвоение всех этих “знаний” мозг тоже тратит энергию!

Если хотите поддерживать качество своих когнитивных способностей на высоком уровне, придется отказаться от потребления низкосортной информации. Пользуйтесь интернетом только по делу, сведите к минимуму зависание в соцсетях, откажитесь от просмотра телевизора. Это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете сделать своему мозгу.

Качественные и разнообразные стимулы

Когда вы расчистите эфир своего мозга от всякого шлака, нужно будет заполнить его полезной и качественной информацией. Порадуйте каждый свой чувственный анализатор. За визуальными стимулами отправляйтесь в картинную галерею, за слуховыми – на концерт классической музыки, за кинестетическими – на природу, за вкусовыми и обонятельными – на дегустацию экспериментальной кухни.

Читайте качественную литературу, приобщайтесь к театру, кинематографу, интересуйтесь наукой, общайтесь с умными и интересными людьми. Тогда у ваших когнитивных способностей всегда будет качественная пища для роста.

Когнитивные способности и психология

Каждый клиент, обращаясь к психотерапевту, получает персональный план работы над собой. Одно из направлений, широко применяемое для решения разнообразных проблем – это когнитивно-поведенческая терапия.

Практики, пользующиеся инструментами этого направления, утверждают, что причина любой проблемы кроется в мышлении человека.

Психолог старается изучить клиента, выявить его установки, «зашитые» в память и вынуждающие действовать определенным образом. Затем специалист показывает эту установку человеку и учит его мыслить более эффективно, то есть помогает ему изменить свое мышление.

Это наглядно показывает, насколько тесно связаны между собой когнитивные способности. Сначала человек получает определенный опыт (в детстве или уже во взрослой жизни). Его мозг обрабатывает эту информацию и делает определенный вывод – установку. В дальнейшем человек принимает решения в соответствии с подведенным итогом. Если вывод сделан неправильный, и формируется установка, мешающая жить, личность страдает от психологических проблем.

Не попасть в эту ловушку вам помогут методы, о которых я расскажу ниже.

Важность когнитивных способностей для достижения профессионального успеха

Когнитивные способности — это способности человека, связанные с обработкой информации. Речь идёт о памяти, внимании, восприятии, креативности, абстрактном или аналоговом мышлении. Таким образом, когнитивные способности очень тесно связаны с умом, обучением и опытом.

Важно отметить, что когнитивные способности позволяют развивать знания на базе информации, полученной с помощью органов чувств

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым

Наиболее значимые когнитивные функции:

Ориентирование: способность к временно-пространственному осознанию себя и окружения.

Внимание: способность замечать детали и фокусироваться на одной или нескольких ситуациях (селективные процессы, процессы распределения, поддерживающие процессы). Сюда также относятся способность к концентрации, селективное внимание, время отклика и др.

Восприятие: это самый первый навык, который мы используем для получения какой-либо информации из внешней среды

Его функция заключается в кодировании и координации различных базовых ощущений для придания им значений и смысла, полученных как из внешней, так и внутренней среды.

Память: способность кодировать, хранить и эффективно восстанавливать запомненную информацию. Мы обладаем различными типами памяти: сенсорная память (от 1 до 3 секунд), кратковременная память (от 18 до 30 секунд) и долговременная память.

Речь и язык: процесс соотнесения системы кодов со значениями — объектов, действий, качеств и т.д. Речь и язык тесно связаны с памятью.

Метапознание или метакогнитивность (способность человека думать о своем мышлении, знать о знании, осознавать свое осознание) позволяет нам учитывать наши способности и знания, анализировать тип информации, которая нам нужна, и совершенствовать наши ответные реакции

Важность и ценность этих навыков заключается в том, что полученные знания могут передавать с помощью языка, речи или системы представления идей

Когнитивное мышление: варианты развития

Однако, чтобы развивать когнитивные способности и навыки, необходимо развивать и когнитивное мышление. Для этого стоит постоянно самосовершенствоваться и получать новые знания в разных областях

Психологи выделяют три вида когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное, характерное для малышей в возрасте до трех лет. Познание мира происходит через ручные манипуляции: нужно все потрогать, подержать, помять, поковырять. Только таким способом мозг способен воспринимать информацию.
  2. Наглядно-образное, проявляется в возрасте до семи лет и характеризуется восприятием мира через образы и зрительное восприятие. В этой стадии становится достаточно видеть некоторые предметы, чтобы определить их назначение.
  3. Отвлеченное, при нем человек мыслит сложными или несуществующими образами, которые невозможно воспроизвести в памяти. 

Улучшать когнитивные навыки можно в любое время, будучи ребенком или взрослым. Все известные советы по развитию когнитивных способностей основываются на рекомендациях по улучшению мозговой деятельности.

Рассмотрим, что может делать взрослый, если хочет развития когнитивных способностей?

  1. Держать ложку, зубную щетку, карандаш в левой руке (если вы правша и наоборот, если левша).
  2. Менять маршрут следования на работу, домой, в магазин, в спортзал.
  3. Выбрать другую программу спортивной тренировки, а не ту, к которой адаптировалась тело и мозг.
  4. Разгадывать сканворды и кроссворды.
  5. Изучать иностранные языки.
  6. Вести здоровый образ жизни, периодически отказываясь от вредных продуктов.
  7. Вставать раньше.
  8. Совершать некоторые привычные действия, закрыв или завязав глаза. 

В первую очередь, это использование развивающих игрушек и ролевых игр в общении с ребенком:

  • игра с пуговицами, бусинками, крупами (строго под наблюдением взрослых во избежание несчастных случаев),
  • пальчиковые игры с пословицами и песнями,
  • игры во время купания (переливание воды из одной емкости в другую, использование резиновых игрушек),
  • рисование красками, фломастерами на разных поверхностях, использование раскраски.

Игры на развитие мелкой моторики положительно влияют на умственное развитие ребенка. Поэтому применяйте:

  • пазлы,
  • мозаику,
  • собирайте конструкторы,
  • завязывайте шнурки, застегивайте замочки и пуговки,
  • одевайте кукол,
  • вырезайте картинки из бумаги и картона.

Практические упражнения, которые помогут развитию когнитивных способностей в любом возрасте:

  • Синхронное рисование двумя руками. Положите перед собой лист бумаги, в обе руки возьмите 2 ручки или карандаша. Начинайте рисовать одновременно правой и левой руками геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Сначала можно отрабатывать рисование одинаковых фигур, после усложнить задачу и рисовать одной рукой круг, другой – треугольник. Во время выполнения этого упражнения работают оба полушария головного мозга, что приводит к балансу мыслительной деятельности и развитию воображения.
  • Проговаривание слов наоборот. Услышав или вспомнив отдельные слова или короткие фразы, постарайтесь их произнести или мысленно воспроизвести наоборот, то есть с конца. Это упражнение развивает нестандартное мышление и помогает развитию памяти.
  • Считаем в уме. Попробуйте обходиться без калькулятора и в случае произведения математических расчетов, считайте в уме. Упражнение способствует развитию мышления и помогает четкой формулировке мыслей.
  • Автобиографическая практика. Вспоминайте свою жизнь двумя способами: от настоящего момента назад и с детства к настоящему моменту. Тренировка развивает память и аналитические способности, способствует образному мышлению и акцентированию деталей.

Ежедневные занятия обязательно принесут пользу, положительно повлияют на развитие когнитивных способностей и закрепление навыков.

Диагностика и тестирование

Оценку интеллекту человека принято давать со порой на различные методики:

  1. Тест на Интеллект Кеттела. Опросник составляет 862 вопроса по разным тематикам (личность, характер, темперамент, работа, бизнес и т.д.).
  2. Тест на социальный интеллект Гилфорда. Дает возможность оценивать коммуникативные навыки человека, его адаптивность. Большинство вопросов представлено в виде картинок.
  3. Тест Векслера. Автор теста считал, что стоит отходить от стандартного понимания интеллекта. Есть еще множество факторов, которые влияют на разумность человека. Считается одним из самых известных и используемых.
  4. Тест прогрессивных матриц Равена. Измеряет логичность мышления, способность человека к обработке информации.
  5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Интеллект измеряется как набор психологических особенностей человека. Состоит из нескольких частей, посвящен разным аспектам мышления. Цель теста – определить умение создавать комбинации, способности к счету, умение концентрироваться на цели.
  6. Тест механической понятливости Беннета. Оценивает уровень технической подготовленности человека, его способность к обучению, пространственное мышление. Для тестирования отводится 30 минут.

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта – это знаменитый IQ, который сегодня чаще всего выявляют при помощи теста Айзенка. Используется в школах, университетах, при приеме на работу. Позволяет выявить комплексную оценку умственного развития. Испытуемому придется решить 40 заданий, сложность которых постепенно возрастает.

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/cejuRmc1h7g

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: