Какой стиль мышления обеспечит вам и счастье и миллионы? из дикарей цифровой эпохи в элиту xxi века (рекомендации)

Методы борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления

Для тех, кто хочет избавиться от клипового мышления, проводятся специальные тренинги, на которых учат концентрировать внимание и анализировать информацию. В некоторых странах прибегают к медикаментозному лечению

Есть также несколько эффективных способов борьбы с издержками клипового мышления:

«Метод парадоксов»

Профессор Михаил Казиник использовал в своей практике «метод парадоксов» для развития аналитических способностей. Суть его в том, что дети с пассивным сознанием верят каждому слову учителя. Когда педагог озвучивает два взаимоисключающих факта, ученики начинают задумываться.

Чтение книг

Для борьбы с последствиями клипового мышления специалисты советуют читать классику. Такие произведения тренируют навыки анализа и позволяют самостоятельно создавать образы. Для выработки усидчивости рекомендуется засекать время, выделенное на чтение. Через каждые полчаса необходимо останавливаться и пересказывать прочитанное, а лучше конспектировать.

Разгрузочный день

День отдыха от информации поможет переключиться на занятия другого рода: рисование, прогулки, живое общение. В остальное время рекомендуется заменить бесконечное переключение каналов просмотром одного полноценного фильма.

Клиповое мышление — это не приговор, а сопутствующее развитию информационных технологий явление, которое можно научиться контролировать. Чтобы не испытывать на себе негативные стороны клипового мышления, следует регулярно тренировать мозг

Тренажеры Викиум эффективно развивают память, внимание, способность концентрироваться и позволяют держать мозг в тонусе

span.likebtn-button.lb-like.lb-ef-shake {
border-radius: 20px;
padding: 0 15px;
margin-bottom: 25px;
}

span.lb-count {
padding: 0 !important;
margin: 0 0 0 7px;
font-family: ‘Montserrat’,sans-serif !important;
}

img.likebtn-icon {
width: 16px !important;
}

Когда уйдут из школьного обихода ручки и тетради

Буквально на днях я столкнулась с интересной заметкой: студентам журфака было предложено переписать известную публицистическую статью – и преобразовать ее в пост в социальной сети. И статья тут же «обросла» смайликами, появились хэштеги, часть информации плавно перетекла в комментарии, появились картинки. Кто-то особенно креативный даже гифки подходящие нашел. А ведь двадцать лет назад это была очень даже читабельная публицистика!

Я вовсе не ратую за то, чтобы поощрять безграмотность. Я по-прежнему выступаю за красоту и правильность устной речи. Я люблю, когда запятые на местах, потому что порой из-за их отсутствия совершенно невозможно понять, что же человек хотел сказать на самом деле. Я хочу лишь донести простую мысль: нельзя уничижать современный формат общения, – то, во что потихоньку преобразуется современный письменный русский язык.

Рано или поздно, но уйдут из школьного обихода ручки и тетради. Рано или поздно, но уйдут из жизни (простите за цинизм) люди старого типа мышления. И клиповость восприятия уже не будет казаться чем-то странным и непонятным, – так будут мыслить все. Просто сейчас мы живем в то время, когда они столкнулись: старое и молодое, привычное и новое. Однако «новое» – не равно «неправильное». Оно просто другое. Потому что…

Какая связь между способностями к чтению и длительностью времяпровождения в интернете

Результаты исследования позволили его авторам согласиться с идеей о том, что тип мышления у подростков сменился с линейного на клиповое.

Кроме того, они отметили другие работы, согласно которым до 1992 года люди читали с экранов на 20–30% медленнее, чем с бумаги, и хуже понимали прочитанное. Однако в 2006-м выяснилось, что способ чтения с экранов поменялся. Если, например, в восьмидесятых люди читали линейно — то есть каждое слово друг за другом, — то теперь они стали пользоваться так называемым «F-паттерном», когда прочитывают только заголовок или его первую строку, а затем «сканируют» текст, выдёргивая из него отдельные фразы и додумывая остальное содержание. Из-за этого увеличиваются как скорость чтения, так и количество ошибок при его понимании.

Исследователи объясняют это электронной зависимостью из-за боязни пропустить что-то важное и интересное. Кроме того, они напоминают, что электромагнитные излучения действуют на эндокринные клетки головного мозга, усиливающие синтез дофамина ― гормона счастья

В результате дети попадают в дофаминовую зависимость, и если порция получаемой информации оказывается недостаточной, может возникать неудовольствие и даже агрессия.

Проще говоря, читают они в интернете довольно много, но такое поверхностное чтение мешает им развивать навыки чтения смыслового.

Чем отличается такой вид мышления от понятийного?

Клиповое мышление отличается от понятийного скоростью переработки информации. Человек быстрее воспринимает, но не надолго сохраняет в своей памяти информацию. Понятийный медленнее, чем клиповый тип мышления, но является более доскональным. Но в каждом из них есть свои положительные и отрицательные стороны.

Этот новый тип мышления дает возможность мгновенно находить выходы в критических ситуациях и на уровне интуиции принимать правильное решение. У людей с понятийным мышлением в критические моменты может наступить шоковое состояние, так как они не могут быстро обработать огромное количество внезапно свалившихся на них данных.

Клиповое мышление отличается образностью, для него слова – груз. Это предоставляет возможность осознать, но не дает конкретизации. А понятийное мышление предоставляет конкретику, но является слишком медленным и консервативным. Можно загрузить голову информацией, очень верной и нужной в данное время, но потом эти данные могут быть уже бесполезными. Клиповое мышление отличается от понятийного широкой направленностью, оно не дает огромному многообразию факторов соединиться в единое целое.

Что это такое

Клиповое мышление — это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему. Его основные свойства:

  • фрагментарность;
  • яркость;
  • кратковременность;
  • алогичность;
  • отрывочность;
  • разрозненность.

Клиповое — это мышление, которое ориентировано на сиюминутное, поверхностное восприятие информации, фрагментарно постоянно мелькающей перед глазами. Эти множественные вспышки, отрывки, кусочки называются клипами — отсюда и название. Формируется в условиях современной клиповой культуры — так называют эпоху господства средств массовой коммуникации. Несёт в себе негативный оттенок. В большей мере им обладают современные школьники и студенты.

Впервые данный термин прозвучал в психологии, благодаря Фёдору Ивановичу Гиренок — российскому специалисту по онтологии и экологии, доктору философских наук. Именно он объяснил, что значит данное понятие. Хотя о клиповой культуре чуть раньше уже писал американский социолог, философ и футуролог Элвин Тоффлер. А он частично заимствовал идеи из работ канадского культуролога, филолога и философа Герберта Маршалла Маклюэна.

Как избавиться

Родители и педагоги, социологи и психологи судорожно ищут, как избавиться от клипового мышления, чтобы дети не деградировали. И чем дольше поиски, тем понятнее становится, что это особый тип сознания, удалить который невозможно. Это часть личности, сформированная под влиянием современных технологий и инноваций.

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/4lBcCmVAeBA

Единственно верный совет, который можно дать родителям и педагогам: не бороться с клиповым мышлением, а обернуть его на пользу. Т. е ослабить его недостатки и усилить достоинства. Вот несколько рекомендаций, как это можно сделать:

  1. Контролируйте и ограничивайте время нахождения детей и подростков в гаджетах, Интернете. Отслеживайте ресурсы, на которых они бывают. Хотя бы частично оградите от новостей об убийствах, насилии, терроризме и т. д.
  2. Заставляйте (да, именно так, если сопротивляются!) читать бумажные книги: сначала — небольшие рассказы, затем — повести и, наконец, романы. Просите пересказывать прочитанное. Для развития речи разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Поправляйте его речевые ошибки, неправильную постановку ударения, объясняйте значения новых слов. Обсуждайте вместе прочитанное произведение или просмотренный фильм. Высказывайте личное мнение. Ищите глубокий смысл. Спорьте.
  3. Вместо Танчиков и Майнкрафта скачайте ему на телефон или планшет программы для тренировки памяти и внимания. Договоритесь: ежедневно сначала — проходить столько-то уровней в развивашке и только потом садиться на полчаса за браузерную игру.
  4. Установите семейную традицию — праздновать раз в 2-3 недели День отдыха от информации. Никаких телефонов, телевизоров и Интернета. Разрешены только походы, прогулки, поездки, семейные посиделки или даже просто уборка по дому.

Уменьшить негативные последствия клипового мышления может ещё один простой способ. Придерживайтесь чёткого режима дня, приучайте к нему ребёнка с самого детства. Это формирует в его сознании целостный образ сегодняшнего дня и препятствует фрагментарному восприятию окружающего мира.

Развитие клипового мышления можно сдерживать и корректировать. Но избавиться от него в условиях современной жизни вряд ли возможно. Если только уехать на необитаемый остров, уйти жить отшельником в лес или пустыню. При этом придётся отказаться от СМИ, Интернета, мобильной связи.

Когда и почему меняется мышление

Карр подводит к выводу, что способы мышления людей менялись не раз и задолго до появления телевидения и интернета. Это было связано с появлением математических моделей и развитием технологий. Мозг вынужден адаптироваться и клиповое мышление здесь, скорее всего, не будет пределом.

Социолог Дэниел Белл обратил внимание, что, когда мы используем инструменты, расширяющие наши умственные, но не физиологические способности, мы неизбежно начинаем приобретать качества этих технологий.

Например, с момента изобретения механических часов, люди стали меньше прислушиваться к своим биологическим часам и чувствам. Грубо говоря, люди создали модель для удобства соотношения с ней действий и подчиняются метрике, которая указывает — когда спать, просыпаться, работать, принимать пищу и т.д.

В конце XIX века знаменитый немецкий философ и филолог Фридрих Ницше приобрёл пишущий шар Маллинга-Хансена (одна из ранних пишущих машинок прим. авт.)

Один из друзей философа обратил внимание, что с этого момента стиль письма Ницше изменился. Проза стала более телеграфичной и сжатой

А исследователь СМИ Фридрих А. Киттлер отметил, что проза философа «превратилась из аргументов в афоризмы, из мыслей в каламбуры, из риторики в телеграммный стиль»

Сам Ницше заметил по этому поводу: «Наши письменные принадлежности принимают участие в формировании наших мыслей».

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление (clip thinking) – это термин, зародившийся в России благодаря профессору философии Федору Гиренку в конце 1990-х гг. Этот термин был частью понятия «клиповая культура», появившегося с развитием массовой культуры капиталистических стран. Причины появления клипового мышления при этом выделялись следующие (по К. Фрумкину (российский культуролог и журналист)):

  • рост потока информации;
  • увеличение скорости потока информации;
  • большее разнообразие получаемой информации;
  • возрастание количества дел, выполняемых человеком одновременно.

Как видно, каждая из причин в той или иной мере связана с ускорением темпа жизни современного человека в силу развития технического прогресса.

По причине того, что наша жизнь становится быстрее, мы страдаем от дефицита времени. Элементарно, у средневекового человека поток мыслей был гораздо медленнее и скупее в плане разнообразия, потому что круг обязанностей был в значительной степени меньше. Поход в гости (который для нас является делом одного вечера) планировался за недели или даже месяц из-за долгого приготовления. Сегодня же мы на ходу покупаем что-нибудь, чтобы не идти с пустыми руками, а по приходе думаем о том, что нужно поскорее домой бежать – дети ждут, завтра рано вставать, одежду нужно подготовить и т.д.

Из-за вечной нехватки времени мы воспринимаем информацию фрагментарно, мозаично, отрывисто, что, безусловно, сказывается на качестве этого восприятия. Сегодня, чтобы иметь какое-то представление о биологии, например, мы пойдем на YouTube в поисках информативного видеоролика (желательно не очень длительного), либо загуглим конкретную информацию по теме, интересующей нас, либо скачаем какое-нибудь приложение, которое будет обещать освоить основные понятия биологии за три дня. Но вся эта информация будет очень сжатой, поверхностной и неполной, что так и не позволит нам начать разбираться в биологии.

Нам нравятся фильмы, сериалы, где нет затянутых сцен, где эпизоды конкретны и сменяются один за другим, демонстрируя динамичный сценарий. Музыка для нас должна быть очень понятной, простой и заводящей. Интересующие нас статьи должны быть ёмкими, лаконичными, простыми для восприятия. Информации должно быть много, чтобы мы смогли узнать как можно больше. Это стандартная философия клипового потребителя.

Бесспорно, в этой информационной суете появляются свои издержки, которые следует учитывать в ежедневной жизни. Давайте рассмотрим их подробнее.

Психология искусства

Как метафору я выбрала картину Матея Апостолеску «Изобразительное искусство». Это современный очень известный художник, график, дизайнер. Очень модный, очень востребованный. Эта картина в каком-то смысле знаковая для нашего мастер-класса, потому что она соединяет цифровые технологии, компьютерную графику, все, что возможно соединить в современном дизайне. И в то же время — взгляд на искусство. Это дерево, которое соединяет в себе все одновременно, и землю, и воздух, и середину, и верх, и низ. Всеобъемлющее. И в то же время объединяющее цифру, мышление, искусство.

Матей Апостолеску. Изобразительное искусство

Начнем мы с психологии искусства. Психология искусства это, с одной стороны, сам процесс творчества, но не только. Мы будем опираться на взгляды культурно-исторической психологии, Льва Семеновича Выготского и Виталия Константиновича Шабельникова, который эту тему активно развивает, что искусство — это прежде всего отражение мотивов и действий людей. Искусство — это некие аффективные «сгустки» образов, которые рождаются в психологических противоречиях различных эпох. То есть искусство отражает психологические кризисы человека, общества, культуры, всей нашей жизни. И если исходить из такого понимания искусства и психологии искусства, то мы понимаем, что искусство и психология искусства очень плотно связаны с мышлением и пониманием.

…Психология искусства изучает искусство — и творца, она изучает искусство — и психические процессы, которые сопровождают восприятие искусства, искусство — и процессы восприятия, искусство — и общество.

Известный исследователь Рихард Мюллер-Фрейенфельс, немецкий философ и психолог, на Западе его называют отцом психологии искусства, он рассматривал психологию искусства и предлагал психологический взгляд на искусство видеть таким образом: он раскладывал на ассоциации, элементы, смысловые структуры, моторные, сенсорные, эмоциональные, переживательные, — те части, которые могут быть факторами восприятия художественного творчества. То есть суть его подхода — это разложение искусства на элементы.

Но есть другой подход. Это подход гештальтистов, гештальт-психологии. Один из самых известных психологов искусства — это Рудольф Арнхейм. И гештальтисты предложили совсем другой взгляд. Они предложили рассматривать искусство не с точки зрения разложения на элементы и ассоциации, а сточки зрения целостного подхода. Они считали, в частности, Рудольф Арнхйем, что на искусство нужно смотреть целостно. Искусство как раз таки позволяет нам целостно взглянуть на то или иное явление. И такой целостный взгляд, непротивопоставление целого и частей, а, наоборот, их соединение, оно пошло в психологии искусства дальше. То есть оно проникло еще и в другие направления психологии, где внутреннее, духовное восприятие искусства, человека, явлений и внешнее восприятие, то, что поддается наблюдению, между собой стали некоторыми противоборствующими направлениями. Это для нас тоже интересно, и мы дальше посмотрим почему.

Обучение

Елена Викторовна Бахадова
Семинар-практикум
Проблемы киберсоциализации детей и подростков. Как сохранить человечность и плодотворно жить в цифровой среде?

Участвовать

Итак, в психологии искусства, кроме целостного и ассоциативного подходов был еще подход духовный, внутренний, и бихевиоральный, внешний.

Известный психолог Вильгельм Дильтей, основатель описательной психологии, в отличие от объяснительной психологии, предлагал смотреть на явление, на человека с точки зрения не объяснений человека, того, как он живет, а с точки зрения понимания. Он говорил, что человека нельзя объяснить. За ним можно понаблюдать, его можно исследовать, к нему можно приглядеться, его можно понять. Это даст значительно больше, потому что тогда мы сможем проникнуть в смыслы, которые несет за собой человек. И суть искусства — это как раз таки постичь человека, понять человека и понять его суть. А это значит, что он обращается к смыслам. Это духовное направление, которое открыл Вильгельм Дильтей, оно предлагает нам через искусство видеть людей, читать лица, считывать ситуации, считывать кризисы — через наблюдение, через глубокое всматривание. Он говорит, что такое всматривание дает человеку возможность оторваться от себя, быть более свободным, быть освобожденным.

Мне кажется, что это очень важные для нас теоретические «точки», которые нам помогут в понимании клипового мышления в том числе.

Язык смайликов

«К чему это отступление?» – спросите Вы. К тому, что язык – это живой организм. Как говорят филологи,

Язык живет вместе с народом, изменяется, подстраивается: слова уходят вместе с устаревшими вещами, рождаются новые слова. Это нормально.

Понимая это и помня про клиповое сознание, посмотрим новым взглядом на то, как общается письменно молодежь. Посмотрим на все эти смайлики, «эмоджи», постоянно появляющиеся аббревиатуры, сокращения. Даже отсутствие запятых и орфографические ошибки легко объяснить. В той системе восприятия мира, в которой живут современные дети, они не мыслят иначе. Они не воспринимают информацию длинными предложениями. Для них логичнее выбрать подходящий смайлик, который опишет во всей полноте их эмоции. Для них нет разницы – расписать ли подробно свои чувства, мучительно подбирая слова или выбрать несколько смайликов. Но смайлики – это проще и полнее. Для них логичнее «скинуть» подходящую картинку, «гифку» или короткое видео. Они пишут, но лишь тогда, когда иначе не выразишь свои мысли, когда «клип» будет наиболее удачным именно в текстовом формате. Ведь стоит им получить в сообщении картинку яблока – и мозг тут же выдает соответствующий «клип».

Эпоха клипового мышления

Французский социопсихолог Абраам Моль пришел к выводу, что под влиянием СМИ изменилась социокультурная ситуация (в настоящее время уже можно сказать, что не только на Западе, но и во всем мире). Случайная, хаотично воспринимаемая большинством субъектов разнородная информация не организуется сознанием в упорядоченные структуры, а по словам Моля состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей». Культура современного молодого человека (если это можно назвать культурой) образуется на основе случая и поэтому его личность определяют сведения случайно попавшие из разных источников. Представляете? Это мышление современной молодёжи! Да, эта информация как-то скреплена в мозгу между собой, но связи эти слишком зыбкие и непрочные.

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).  

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

<<Блок перелинковки>>

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

<<Форма бесплатного курса>>

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

Методы борьбы с клиповым мышлением

Из всего перечисленного выше становится понятно, что феномен клипового мышления имеет больше недостатков, чем достоинств. Исследования психологов показывают, что, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни. Недостаток живого общения порождает замкнутость, чувство одиночества и неудовлетворенности. В результате этого возрастает риск возникновения депрессий, нервных расстройств, суицидального настроения. Поэтому психологи призывают людей к борьбе с проявлениями клипового мышления, пока оно не стало частью личности. Какие же методы борьбы можно использовать?

Прежде всего, нужно больше читать и анализировать прочитанное. Причем читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведения с глубоким смыслом, призывающим к размышлению. Кроме того, существует немало художественных и познавательных фильмов, просмотр которых заставляет задуматься.

Тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для детей и взрослых. Специальные тесты на определение разных типов мышления помогут оценить результаты тренировок.

Отказу от клипового сознания также способствуют содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.

Следует помнить, что клиповое мышление может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания, но оно не должно становиться преобладающим типом мышления в повседневной жизни.

Документальный фильм “Клиповое мышление”

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/ESirSVWzH-M

Можно ли избавиться от клипового мышления

Одну из ключевых ролей здесь играет желание самого человека. А общий алгоритм довольно прост.

Во-первых, начните читать публицистическую, научную, художественную литературу. Хотя бы по 20-30 минут в день. Попробуйте изложить свои мысли по поводу прочитанной книги иди просмотренного фильма. Аргументируйте своё мнение.

Во-вторых, участвуйте в дискуссиях. Подойдут даже привычные социальные сети. Прежде изучите предмет, доказывайте свою точку зрения, приводите аргументы, ссылайтесь на авторитетные источники, анализируйте ответы оппонентов.

В-третьих, научитесь отдыхать от гаджетов. Сходите на прогулку без смартфона. Попробуйте порисовать, поиграть на музыкальных инструментах, найти любое другое хобби.

Но не забывайте, что клиповое мышление —это не деградация, а адаптация мозга к меняющимся условиям. Вам вполне может пригодиться приспособленность к многозадачности, которую развивает клиповое мышление, но старайтесь находить баланс, тренируйтесь критически мыслить и прибегать к системному мышлению.

Принципы клипового мышления

В конце 1990-х годов в психологии появилось это новое понятие. В переводе с английского «clip» означает фрагмент видео. Нам это слово знакомо в контексте музыкального ролика, часто представляющего собой набор образов, не имеющих какой-то определенной связи. Так и мир начинает восприниматься человеком как паззл, не собранный в картинку, в котором каждый элемент несет отдельную смысловую нагрузку.

Нынешнее поколение иначе поглощает новый материал: гораздо быстрее и в значительных объемах. Взрослые жалуются, что их отпрыски мало читают или вообще не берут книгу в руки, а только сидят в интернете. Но чтение сложного литературного произведения занимает много времени, за этот период можно переработать в разы больше разнообразного материала, предоставляемого интернетом или телевизором. Иными словами, надобность в чтении отпала, как в малоэффективном, «медленном» источнике информации. Это сакральная жертва эпохе высоких технологий, когда требуется мозг со способностью молниеносной переработки данных. Люди старшего поколения, имеющие последовательное (текстовое) мышление, видят целостную картинку, им тяжело понять молодежь, которая воспринимает мир импульсно.

Как клиповое мышление выражено в жизни

Вспомните, как вы выбираете новый фильм для просмотра. Ищете трейлер и пересматриваете отрывки, на основании которых делаете выводы о ценности фильма для вас. То есть примерно за 2-3 минуты ролика вы даете субъективную рецензию всему продукту, строите суждение об игре актеров и режиссерской работе. С одной стороны, вы экономите огромное количество времени, которое сможете потратить на более интересное занятие. Но с другой, вы не в состоянии уловить суть всей картины, мыслите поверхностно, в результате чего можете пропустить настоящий шедевр кинематографа.

Возможно, вы замечали, как ваши знакомые или родственники сидят перед телевизором и бесконечно переключают каналы, так и не задержавшись на одном из них. Это яркий пример бездумного клипового мышления (форма восприятия под названием «зеппинг»), когда мозг не может сосредоточиться на одном материале, требует подачи нового без глубокого проникновения в суть вещей.

Дети также демонстрируют задатки клипового мышления. Дайте ребенку компьютерную игрушку. В любой из них периодически появляется инструкция к последующим шагам

Обратите внимание, что ребенок не задерживается на ней, хотя и взрослый с навыками быстрого чтения не успевает ознакомиться с текстом полностью, потому что играющий уже делает следующий ход. Это объясняется тем, что малыш избирательно читает, не углубляясь в весь объем материала

Психологический эксперимент также показал тенденцию к развитию нетрадиционного мышления у детей. Перед ребенком была поставлена задача – описать увиденное на картинке, которую ему показывали на секунду. Как правило, дети отвечали, что кто-то поднял что-то на кого-то. На рисунке же была изображена лисичка, стоящая на задних лапах и старающаяся загнать бабочку в сачок, находящийся у нее в передней лапе. Но детали испытуемого не интересовали, он увидел и описал лишь общий сюжет. Формально он выполнил задачу, остальные детали и нюансы – уже сверхзадача.

Как ни странно, школьная система также построена на формировании у детей клипового мышления. Основная книга школе – учебник. Дети читают его по отрывкам – от одной темы к другой. Сколько предметов в школе, столько и учебников. Так ненароком образование помогает развитию фрагментарного восприятия у школьников. Провозглашая последовательное познание, школа культивирует клиповое. В результате возникают противоречия между выдвигаемыми перед учеником требованиями и реализуемой формой подачи информации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: