- Структура личности
- Примеры жизненных ценностей человека
- Основные характеристики
- Способности
- Сложные и простейшие способности
- Пять общечеловеческих ценностей
- Честность.
- Доброта.
- Эмпатия.
- Ум.
- Оптимизм.
- Какими бывают групповые ценности, примеры
- Какие бывают жизненные ценности?
- Классификация
- Творчество
- Тренируй свой мозг с удовольствием
- Личные ценности отдельного индивида
Структура личности
Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.
Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:
- низший,
- второй,
- третий,
- высший.
Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.
Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).
Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).
Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.
Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.
Примеры жизненных ценностей человека
Для понимания важной роли жизненных ценностей полезно чаще обращаться к ситуациям, которые не всегда люди замечают, считают их обыденными. Вот пример из жизни: волонтеры в детских домах или домах для престарелых считают, что, оказывая неоценимую помощь другим, они испытывают глубокое моральное удовлетворение
Психологи объясняют это тем, что при хороших поступках в кровь выбрасываются гормоны радости (дофамин, серотонин). Волонтерам может стать не каждый, ценности жизни должны быть настолько высоки, чтобы свою цель видеть в помощи другим и испытывать от этого удовлетворение.
Чтобы достичь познания важных для себя приоритетов, психологи советуют начать с простого, составить список наиболее значимых и выполнять их немедленно
Примеров расстановки жизненных приоритетов множество: для одних целью может стать желание покорять горные вершины, пересекать океаны, изобретать новые технологии, другим достаточно стремления к тихой семейной жизни, воспитанию детей, овладению любимой профессией. Третьи считают, что именно карьера, бизнес, успех – есть истинная цель жизни.
Психология дает важный, в то же время простой совет тем, кто мечется в поисках приоритетов в своей жизни. Определиться со своими ценностями не так просто, как видится на первый взгляд. Поэтому можно начать с простого составления списка ценностей, затем выбрать из него наиболее значимые для себя, к которым нужно стремиться прямо сейчас.
Основные характеристики
В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:
- способности,
- воля,
- темперамент,
- характер,
- эмоции,
- мотивация.
Способности
Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.
Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.
Способности делят на:
- сложные и простейшие,
- практические и теоретические,
- учебные и творческие,
- общие и специальные,
- коммуникативные и предметно-деятельные.
Сложные и простейшие способности
К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.
Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.
Пять общечеловеческих ценностей
Какие же человеческие качества стоит ценить в людях всегда, вне зависимости от того, какого рода отношения хочется построить?
Те качества, которые сами по себе являются общечеловеческими ценностями:
Честность.
Человек честный, искренний, открытый, порядочный – это надежный партнер. Он очень редко прибегает ко лжи и обману и только в тех случаях, когда это нужно для блага. Кристально чистого человека сложно встретить, но честность и порядочность ценится везде: на работе, в семье, в любви и дружбе.
Моральные потрясения, которые постоянно приходится переживать при обнаружении лжи, не что иное, как психологическая травма. Вспомнить хотя бы явление, которое рушит семьи и судьбы – супружескую измену.
Вступая в отношения с четным человеком, можно быть уверенным в том, что время с ним не будет упущено понапрасну, это будут искренние чувства и отношения, а не притворная игра. Искренний человек не будет манипулировать, провоцировать, использовать другого в своих корыстных целях.
Доброта.
Так же как и честность – не слишком частное явления в наши дни, особенно если доброта бескорыстна. Добрый человек не причиняет вред умышленно, не держит зла, умеет прощать.
В их поступках видны уважение и любовь к людям. Они способны на самоотверженность и героизм ради других, так как не эгоистичны.
Эмпатия.
Чуткость, умение выслушать и услышать, посочувствовать, поддержать, утешить, дать мудрый совет, быть рядом в трудную минуту – невероятно ценные качества и поступки.
Ум.
В это понятие можно включить такие качества личности как: разумность, рассудительность, образованность, интеллигентность, проницательность и мудрость.
Умный человек, как правило, хорошо воспитанный, ответственный, сдержанный, философски смотрит на жизнь, не принимает необдуманных решений, не совершает безумных поступков, выбирает мирные пути разрешения конфликтов.
Оптимизм.
На первый взгляд, не самое главное человеческое качество (в конце концов, каждый волен сам выбирать позитивно или негативно смотреть на мир), однако люди-пессимисты тянут себя и свое окружение «на дно», а оптимисты в любой сложной ситуации верят в лучшее и не сдаются, а значит, способны большего добиться.
С людьми доброжелательными, жизнерадостными, неунывающими проще и легче жить. Оптимизм предполагает активность и целеустремленность. Рядом с таким человеком будет хотеться расти и развиваться как личность.
Какими бывают групповые ценности, примеры
Групповые ценности в психологии обозначают нормы поведения, принятые в определенном обществе, организации или среде, с целью максимально эффективного существования и понимания.
Групповые ценности могут иметь разное происхождение:
- групповые ценности как результат культурно-исторического опыта (неосознанное копирование традиции);
- групповые ценности, целенаправленно созданные для поддержки существования формальной организации (например, корпоративная культура в ), или неформального движения (например, правила солидарности среди альпинистов или молодежных группировок).
Независимо от масштабов групповых ценностей, их главная цель – это создание понятного для всех языка общения и норм поведения.
Поэтому они регулируют социальное поведение, задают критерии самых важных аспектов человеческого существования, придают специфическое представление о добре и зле, справедливости и красоте – аспектах, отношение к которым может различаться в разных групповых культурах.
Примеры групповых ценностей | Ключевые характеристики |
Возрастные ценности | В зависимости от возраста, человеку свойственно разделять ценности, характерные для разных демографических групп: школьников, студентов, молодежи или пенсионеров. |
Национальные ценности | Они свойственны некой группе людей, вне зависимости от возраста, профессионального или социального статуса. Национальные ценности лежат в основании идентичности человека и его самоидентификации с некой культурой, историей и местностью. |
Половые ценности | Характерные признаки поведения, которые усваиваются мужчинами и женщинами в зависимости от пола. |
Религиозные (конфессиональные) ценности | Они являются частью ценностей, которые формируют мировоззрение человека о закономерностях и причинах существования мира. |
Профессиональные ценности | Они формируются у человека в зависимости от среды деятельности. Профессиональные ценности лежат в основании межличностного поведения, стиля общения и командной работы. |
Субкультурные ценности | Чаще они свойственны молодому поколению, субкультуры ценности объединяют соумышленников вокруг общего интереса к музыкальным, игровым или танцевальным жанрам. |
Общественные ценности | Они лежат в основании принятых норм поведения среди членов группы, считаются самыми базовыми проявлениями оптимального понимания как взаимодействовать с другими и как приносить пользу обществу. |
Независимо от цели, групповые ценности определят оптимальное поведение среди участников, устанавливают рамки приемлемого и желательного. Им также свойственна стойкость в последовательности и ригидный характер изменчивости.
Обычно изменение одних ценностей другими сопровождается кризисом и созданием новых правил поведения
Не менее важно также учитывать, что приемлемые для одной группы ценности могут оцениваться другими людьми как деструктивные, вредные или ложные
Какие бывают жизненные ценности?
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/ZQphLqBreCw
В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:
- Общечеловеческие ценности
- Культурные ценности
- Индивидуальные ценности
И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще
Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:
Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени
Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность
На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.
Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.
Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:
- Духовное развитие
- Близость с близкими людьми
- Друзья
- Уверенность в себе
- Свобода суждений и поступков
- Независимость
- Работа, соответствующая жизненному предназначению
- Уважение и признание со стороны окружающих
- Путешествия по миру и открытие новых мест
- Творческая реализация
Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.
Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.
Классификация
В психологии есть несколько классификаций ценностей.
По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.
Материальные
К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.
Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.
Духовные
Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.
Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.
Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.
Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:
- Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
- Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
- Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.
Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.
Осознаваемые
Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.
Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.
Неосознаваемые
Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.
Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть
Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека
Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.
Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.
По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.
Терминальные
Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.
Инструментальные
Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.
Творчество
Ценность творчества заключается в уникальной возможности реализации своих идей. Творчество дает полнейшую свободу самовыражения автору, позволяет путем создания конечного продукта воплотить в жизнь самые смелые свои мысли, эмоции, образы. Творческие люди – это люди с тонкой душевной организацией, это художники, музыканты, скульпторы, дизайнеры, модельеры и многие другие люди искусства. Они стараются реализовать себя в творчестве, совмещая свое призвание, свой талант с повседневной деятельностью и бытовыми обязанностями. Муза – самая главная ценность в их развитии. Процесс создания очередного шедевра становится смыслом жизни, а вдохновение делает этот процесс невероятно легким и приятным.
Тренируй свой мозг с удовольствием
Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ
— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, любовь, ответственность, красоту, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свободу, красоту, здоровье, знания и т.д.
В зависимости от созданной системы ценностей каждого человека можно отнести к одной из 3 групп: — материалисты; — духовные люди; — духовные материалисты.
Интересно, к какой группе относишься ты?! Сейчас на минутку прекрати чтение и подумай. В какую сторону больше направлены твои основные векторы развития? В сторону материального? А может в сторону духовного? Или в ту и другую! Лично я отношусь к 3-ей группе. Я духовный материалист. Но еще лет 5 назад я был закоренелым материалистом. Понимание 7 сфер жизни помогло мне стать более сбалансированным и начать жить гармоничной жизнью.
Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не было автомобилей и значит ценности в них тоже не было. Это сейчас только и думаешь, как бы заработать на крутой Мердседес. А представь, что Иисус ходил по Святой Земле и кайфовал просто без iPhone 7S! Материалистов сейчас процентов 60% и с каждым днем их становится все меньше.
Духовных людей намного меньше. Процентов 30%
На духовные ценности человек обращает внимание после лет 40-45. Приходит мудрость, начинаешь ценить здоровье, больше проявляешь любви к окружающему миру, в жизни появляется свобода и творчество
Больше думаешь о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Больше хочется молчать и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство великих Творцов были нищие
«Для меня важно творчество и свобода, а деньги меня не волнуют» — так может сказать, только человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некий дисбаланс, который нужно устранять
Чем быстрее, тем лучше.
Гармоничными могут быть только духовные материалисты
В их системе ценностей важно и то, и другое. Развитие личности должно опираться на ценности 2 видов
Духовное и материальное – это две стороны одной медали. Не нужно отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится мощная внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают. Что было бы, если пришлось бы ехать на одноколесном велосипеде. Ехать можно, но скорость будет не та. А скорость развития своей личности очень важна в жизни. Духовных материалистов примерно 10%. А должно быть намного больше! Мы должны творить новую жизнь на нашей новой планете Земля!
Это интересно:
Лайф-коучинг — мощный способ сделать прорыв в своей жизни
Колесо жизни — упражнение для анализа и планирования жизни
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/MQ2kJ3KPix4
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/UK0YO_cuqyk
Личные ценности отдельного индивида
Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности.
Что для тебя является главным в жизни? И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получишь разные ответы. Я бы сразу сказал, что свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил, что для него главное в жизни семья и здоровье. У тебя будет свой ответ. Нужно понять всего лишь одно, что то, что является для тебя важным, управляет твоими действиями.
Ценности похожи на митохондрии в клетке. Они являются нашим источником энергии. Таким образом, жизнь, в которой вы продолжаете подвергать риску свои ценности, подобна маленькому пламени, которое в конечном итоге загорается. В этом случае вы станете первым, кто сгорит.
Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек.
Самая распространенная методика выявления личной ценностно-ориентированной системы – принцип сравнительного анализа. Для начала выпишите все, что имеет для вас значение. Не ограничивайте себя: воспользуйтесь приведенным выше списком и дополните его своими пунктами. Эта процедура может занять довольно много времени – не торопитесь.
Что значит, если жизненные ценности заключаются в желании достичь высокой должности и профессионального успеха? Это говорит о том, что индивидуум будет предпринимать все возможное, чтобы обеспечить себе быстрый карьерный рост. Такие люди стремятся постоянно учиться, не боятся ненормированного графика и для достижения цели идут на все.
Косвенно на процесс влияют религия, тенденции в социуме, культурные особенности территории, на которой проживает человек, и много других факторов
Важно пытаться окружать ребенка хорошими и добрыми людьми. Главное, по возможности, как можно дольше изолировать его от негативно влияющих личностей
Ценности в жизни человека могут быть и другими, индивидуальными и совершенно неожиданными. Они отражаются на поставленных целях и способах их достижения.