Что такое архетип, как его распознать и расшифровать?

ВВЕДЕНИЕ

Тема этой работы выбрана автором не случайно. Она тесно связана с психологией человека, которая увлекает, наверное, каждого

Тем более важно разобраться в ней с точки зрения искусства и дизайна. Ведь для дизайнера знание о восприятии проектируемых им вещей человеком должно быть одним из главных

Даже на фоне других блистательных учителей жизни фигура Карла Юнга не перестает поражать – прежде всего своей фантастической энциклопедичностью и продуктивностью. Сделанное им за его долгую жизнь просто не укладывается в голове – не столько по объему, сколько многообразию, широте и глубине охвата исследований. Юнг настолько опередил время, что оно до сих пор его не догнало.

Читать Юнга было нелегко. Он вываливает на читателя огромное количество сведений, предполагая в нем высокий уровень базовой культуры и навыков сложной мыслительной работы. Для него все имеет свою противоположность и дополнение, как инь и ян. Именно так, например, соотносятся у него сознание и бессознательное: они не конфликтуют, как у Фрейда, но и не синергичны, они в перевернутом виде отражают друг друга, как фотонегатив и позитив, — и дополняют. Юнг отвергает поиск окончательной истины, он во всем ищет баланс и гармонию.

Анима

Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.

Амазонка

Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.

Гейша

Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».

Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

Женщина Колдунья

Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.

Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.

Архетип Матери и Жены

Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

Архетипы мужчин

Существует целое множество архетипов мужчин, так же как и женских. Здесь представлены четыре типа: Вечный Мальчик, Воин, Отец, Мудрец.

Вечный Мальчик

Он находится в вечном поиске себя и того, как себя реализовать. Он всегда открыт новым идеям, проектам и приключениям. У него есть свой собственный путь, но он не всегда постоянен, в том числе и во взаимоотношениях с людьми.

Зачастую, чтобы найти себя как личность, ему нужно научиться лишь самодисциплине.

Воин

Он не только не боится борьбы и соперничества, ему даже это нравится, ведь в процессе проявляются его самые лучшие качества. У Воина есть хватка, обычно он добивается своего.

Ему нужно научиться развивать собственные личные ценности (и уважать чужие). В противном случае он будет идти к своим целям «по головам».

Отец

Его слово — закон. Отец реализует себя в обеспечении защиты и средств к существованию. Он искренне заботится о людях.

Он умеет быть настоящим лидером. Однако существует риск быть высокомерным и авторитарным лидером, если у него не получится стать мудрым.

Мудрец

Мудрец находит себя в философии, в поиске смысла (для себя и помогает это сделать другим), он ориентирован на внутренний мир. Он может поменять мнение по поводу того, что именно для него имеет смысл, но смысл для него будет существовать всегда. Он больше ориентирован на идеи и концепции, чем на людей.

Главная опасность для Мудреца — это не стать мудрым (как бы странно это ни звучало), но мудрость приходит только со временем и опытом. Ещё он может превратиться в «рассеянного профессора», если его теоретические идеи не найдут отражение в практическом мире.

Две половинки

«Аниме» и «Анимус» – это две половинки единого целого, качества каждой из этих структур тесно переплетаются в каждом из нас. «Аниме» – воплощение женского бессознательного начала у мужчин. «Анимус» – мужское бессознательное у женщин. Из этого следует, что любому человеку присущи чувства, переживания и эмоциональные проявления характерные для обеих полов. В архетипах этих структур живут идеальные представления о мужчинах и женщинах.

В своей теории Юнг не дает окончательной классификации архетипов, причисляя их к числу бессознательных содержаний, которые, в принципе, не осознаются человеком. По его мнению, познать их можно только делая логические выводы из образов, которые проявляются в предсознании каждого из нас. В качестве примеров, приведем несколько женских и мужских архетипов.

Архетип Шут

Шут любит веселиться сам и веселить людей. Он предпочитает жить здесь и сейчас и брать от жизни все самое позитивное. Шуты не любят людей, которые жалуются и пребывают в депрессии. Они умеют остроумно шутить, подмечают интересные особенности и черты в других. У них острый ум.

Шут убежден, что люди должны принимать его таким, какой он есть, и не слишком думает о том, чтобы кому-то понравиться. Умеет разрядить обстановку шуткой, неожиданным действием или поведением. Любит веселые компании, где можно подурачиться, поиграть.

Магия: умение выпутаться из любой, даже самой сложной ситуации. Шут умеет жить настоящим моментом, «входить в поток», и это дает ему колоссальные возможности для решения возникащих на пути проблем.

Ахиллесова пята: не думая о будущем и потакая своим ежеминутным слабостям и желаниям, рискует потратить жизнь впустую. Иногда его легкий характер обретает черты безотвественности и легкомысленности.

Архетипы личности по Юнгу

Он не называл 12 или 7 основных персонажей, считая, что их бесконечно много. Дело в том, что структура психики очень многослойна, а культурные прообразы разнообразны. Поэтому ограничить круг архетипов невозможно. Но Карл Густав Юнг выделял основные архетипы.

Анима и Анимус

Мужские тенденции, заложенные в психике дамы, он называл Анимус. Истинно женское проявление — Анима. Постепенно они смешиваются, что и выливается в наше бессознательное.


Источник фото: shutterstock.com

Самость

Именно смешение Анима и Анимус приближает к воплощению Самости. По своей сути, это некий образ индивида, которым человеку предначертано стать. Это прообраз Бога. Чаще всего Бог является в супер-личностях:

  • Король;
  • Пророк;
  • Герой.

Иногда это символ, замкнутый по контуру. К примеру, квадрат или круг.

Мать

Один из собирательных образов по Юнгу — это Мать, представляющая начало всех начал. Персонаж закладывает принцип взаимодействия индивида с окружающим миром. Мать имеет светлую и темную сторону. Первое проявление — Хозяйка-Мать, которая выступает хранительницей тепла и семейного очага.


Как определить свой цветотип внешности: подробное описание 12 типов с примерами

Для нее важна во всем гармония:

  • в отношениях;
  • мышлении;
  • доме;
  • работе.

Хозяйка-Мать дает заботу, душевное тепло, любовь, ласку. В темном же проявлении Мать — это Хозяйка-Мачеха, для которой характерна хитрость змеи и воплощение ужасной старухи из детских сказок.

Отец

Активный стиль поведения и динамика — вот то, что олицетворяет Отец. Но Юнг предлагает 3 интерпретации такого архетипа. Например, Отец-Уран выступает загадочным персонажем. Мужчина наделен глубоким интеллектом, но он часто уходит в себя, что вызывает чувство безысходности.


Источник фото: shutterstock.com

Отец-Зевс — пример патриархального мужчины, для которого характерны власть, сообразительность, умение управлять, дальновидность, авторитет.

Существует еще образ Отца по принципу Кроноса. Иногда его изображают в виде Дьявола или Люцифера. Для дитя он принимает образ врага. Такой вариант приобретает характер диктатора, который излучает агрессию, стремление к тотальным победам и безграничному контролю.

Ребенок

Также Юнг рассматривает образ ребенка, считая его одним из наиболее важных, так как в нем соединяются мужские и женские начала, запас силы и слабости. Но этот образ имеет 2 разновидности. Первый — Грядущий Ребенок, для которого свойственны воля к жизни, сила духа и умение достойно переносить испытания свыше. Второй — Обиженный Ребенок, который изначально нуждается в защите.

Понятие

Согласна, пока не совсем доступно. Предлагаю начать разбираться поэтапно.

Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.

Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную. В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.

Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.

Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:

  1. Индивидуальное бессознательное – это то, что человек наработал своим личным опытом.
  2. Коллективное – это продукт наследуемых структур мозга, который является общим для всех людей и основывается на опыте всего человечества в целом.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.

Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:

  • устойчивы;
  • способны оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и вызывать в нем те или иные реакции;
  • обладают набором как положительных, так и отрицательных качеств;
  • встречаются у всех народов и во все времена в виде мифов и сказок.

К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.

Карл Густав Юнг различал архетипы и архетипические образы, называя первое понятие подобием неизменного скелета, а второе – содержанием, которое может изменяться в зависимости от окружения, истории семьи, народа. В классической психологии данные понятия не разграничиваются, а потому для более легкого понимания мы тоже будем рассматривать их как синонимы.

Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.

Как определить свой архетип

Как же понять свою принадлежность к той или иной группе? Как определить собственный архетип? Конечно, лучше всего поработать с психологом. Специалист поможет выявить характерные для определенной категории черты. Однако узнать свой архетип можно и самостоятельно. Для этого достаточно пройти тест в домашних условиях.

Тест на архетип

Данный тест предназначен для женщин. Именно он поможет узнать, к какому архетипу вы относитесь.

Какая вы греческая богиня?

1. В детстве (до 14 лет) вы:

a) свои радости и печали доверяли дневнику, а не подружкам;

b) рано научились читать, удивляли всех своей находчивостью и смекалкой;

c) были гиперактивны, занимались всем — от танцев и до вольной борьбы, легко дрались с мальчишками;

d) были самой очаровательной девочкой в округе, имели толпы ухажеров и мечтали победить в конкурсе красоты;

e) мама и бабушки пытались подыскать вам женихов по соседству, а вы уже с детства мечтали о свадьбе.

2. Какие люди сыграли наибольшую роль в вашем становлении:

a) я сама;

b) отец или дедушка;

c) ваш учитель, любимый писатель или философ;

d) мужчины;

e) мама, тетя, бабушка.

3. Как складывались отношения у ваших родителей?

a) родители часто ссорились или даже развелись;

b) меня воспитал отец (дедушка);

c) я не вникала в их отношения, они предоставляли мне свободу действий;

d) меня все холили и лелеяли;

e) у нас был патриархальный уклад: главным был отец, мама все делала для семьи.

4. Вы решили, что уже взрослая, когда:

a) первый раз поборола свою неуверенность в себе;

b) поступила на факультет с самым высоким конкурсом;

c) совершила что-то неординарное — отправилась автостопом на Грушинский фестиваль, стала рьяной защитницей животных и т.д.;

d) почувствовала свою женскую привлекательность;

e) вышла замуж.

5. Какое определение наиболее подходит вам сейчас:

a) «Главное то, что происходит внутри: мое творчество, мои чувства. Я должна быть гармонична»;

b) «Я живу разумом, а женские качества помогают быть успешной»;

c) «У меня есть цель. И я сделаю все, чтобы ее достигнуть»;

d) «Я потрясающая, меня все любят, и я люблю!»;

e) «Мне повезло с мужем, а ему повезло со мной. Я хорошая хозяйка и жена».

6. Любовь по-вашему — это:

a) полное взаимопонимание;

b) то, что мешает работе;

c) интересный опыт;

d) суть всей жизни;

e) хорошая основа для брака.

Результаты теста:

a — на пограничное состояние и некую двойственность, которая свойственна для богини Персефоны, указывает большинство ответов «a».

b — если вам оказались ближе пункты «b», то ваш прототип — Афина, для которой характерна мудрость.

c — чаще всего вы отдавали предпочтение ответам «c»? Значит, вы относитесь к группе Артемида.

d — если чаще всего выбирали вариант «d», то ваш архетип — Афродита, воплощение любви.

e — если у вас большинство ответов под «e», то вы — Гера, богиня семейного очага.

Основные психотипы по Юнгу и его последователям

Исходя из анализа архетипов, Юнг и его приверженцы выделили такие основные психологические типы:

  1. Экстраверты и интроверты. Первые ориентированы на отношения с окружающими, а вторые – на собственный внутренний мир. Экстраверты характеризуются повышенной общительностью, легко проявляют инициативу и хорошо адаптируются в изменяющихся условиях. Интроверты замкнуты и неохотно идут на коммуникацию, так как собственные переживания, мысли и идеи для них интереснее. Они склонны к замкнутости и предпочитают уединение обществу других людей.

  2. По Честару выделяются сенситивы и интуитивы. Первые относятся к реалистам и хорошо ориентированы во внешнем мире за счет хорошей способности к анализу поступающей от органов чувств информации. Интуитивы больше склонны опираться на свою интуицию, которая для них намного ценнее фактического материала.

  3. Логики и эмоционалы. Первые опираются на строгую логику и анализ. Вторые же руководствуются в принятии решений чувствами и эмоциями. Эмоционалы отличаются особым тактом, склонностью к глубокой эмпатии и дипломатичностью в отношениях.

  4. Рационалы и иррационалы. Первые хорошо упорядочены — это люди организованные и ответственные. Именно рационалы желают контролировать все и всех. Иррационалы же всегда поступают спонтанно, будучи открытыми для любого нового опыта.

Развивая данную классификацию, основанную на архетипической модели, Кирси классифицирует людей на такие психотипы:

романтиков с мягкой манерой взаимодействия с окружающими;

любопытствующих логиков;

людей организованного типа, большое внимание уделяющих ответственности;

личностей играющего типа, которые максимально свободны в своих поведенческих проявлениях и жизненных установках.

В заключение можно сказать, что подобные классификации, основанные на архетипической природе человека, однозначно стоят пристального внимания профайлера и значительно расширяют его арсенал методов психодиагностики.

Архетип Творец

Творец генерирует идеи и ищет форму для их воплощения. Это очень креативные люди, которые постоянно пребывают в творческом процессе. Они не особенно озабочены тем, чтобы вписаться в общество или подстроиться под него, для них главное — это самовыражение.

Умеют посмотреть на привычное под другим углом, предложить неожиданный выход из ситуации. Если в их жизни не будет возможности творить, они могут серьезно заболеть.

Магия: обретают бессмертие за счет своих проектов и произведений искусства, умеют воплотить видение в реальную форму, влиять на будущее общества.

Ахиллесова пята: в них живет внутренний критик, который не дает им покоя, поэтому их жизнь может превратиться в сплошную драму.

Основные признаки архетипа

Любой архетип обязательно отвечает ряду критериев:

  1. Он имеет целостную структуру с отрицательным и положительным полюсами. Если архетип проявляется односторонне, значит, поведенческий паттерн им не является.

  2. Он всегда оказывает сильное, интенсивное влияние на эмоциональный фон и поведенческие реакции человека.

  3. Архетип всегда устойчив по отношению к попыткам его изменения.

  4. За ним наблюдается инициативность – все индивидуальные реакции на внешний стимул определяются архетипом.

  5. Архетипическому реагированию нельзя научиться.

  6. Воспринимать его на уровне сознания маловозможно.

  7. Для архетипа характерны метафоричность и отождествление с коллективным опытом.

Архетипы богинь

Женские архетипы часто обобщенно называют богинями. Но и тут выделяется несколько основных образов, каждый из которых отличается своим восприятием мира.

Источник фото: shutterstock.com

Афина

Это богиня-девственница, которая ориентирована на логическое мышление и достижения. Она не склонна к любви. Для нее эмоциональные привязанности — только помеха на пути к достижению по-настоящему значимых задач.

Гестия

К этой группе относится образ, которые олицетворяет внимание, направленное в саму глубину духовного центра. Это интроверсия

Для Гестии очень важна самодостаточность.

Артемида

Она стала воплощением женской независимости. Артемида не любит эмоциональные привязанности и проявления любви, так как это отвлекает от основных задач и значимых для нее целей. Такие девушки никогда не страдают от неразделенной любви. Их отличается максимальная самостоятельность и сосредоточенность на достижениях.

Гера

Это архетип женщины-жены. Ее роль — образ верной подруги и спутницы жизни. В таком союзе детям отводится второстепенное значение. Если женщина и рожает наследников, то только с целью угодить супругу. Муж (обязательно официальный) для Геры — центр Вселенной, а развод — недопустимая трагедия.

Источник фото: shutterstock.com

Персефона

Как и предыдущий тип, относится к уязвимым богиням. Образ считается сложным и двойственным, поскольку богиня служит царству Аида, где души превращаются в тени. Чаще всего Персефона всю жизнь мечется между матерью и мужем, не в силах выбрать определенную сторону. Представительницы этого шаблона хрупкие, уязвимые, трепетные, неспособные самостоятельно сделать выбор.

Деметра

Также в триаду уязвимых богинь входит Деметра. Забота и помощь другим людям является для нее основным способом собственной реализации. Деметра лишена амбиций. Не стремится к признанию, высокому общественному статусу, карьерному росту. Для окружающих богиня становится матерью, постоянно проявляя заботу, преданность, верность. Ей не нужна независимость. Основное, к чему она стремится, — создание крепкой семьи.

Афродита

Афродита (или Венера) — алхимическая богиня. Это архетип ощущения прекрасного, женственности и чувственности. Среди всех образов именно Афродита передает истинную женскую силу и творчество. В ней выражаются:

  • сексуальность;
  • эротическое притяжение;
  • стремление к новизне;
  • вдохновение.

Венера никогда не оказывается в роли жертвы. Всех мужчин в своей жизни она всегда выбирает сама. В таком образе тонко сочетается самостоятельность, присущая богиням-девственницам, и близость, чувственность, которая характерна для уязвимых богинь.

Архетип Тени

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, уже через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику и поведение. Чем больше вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение не выраженных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику внутреннего мира, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях в олицетворении демона или чудовища. Но также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомый гневом и обидой, человек поддается бессознательному влиянию Тени и начинает совершать неадекватные поступки, которые часто выражаются в агрессивном поведении. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной. Недаром у духовных практиков существует рецепт: если что-то в этом человеке тебя раздражает, поищи в себе.

Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение.

Бессознательное – вкусно и не очень

Бессознательная сфера более загадочна. Она разделена, в свою очередь, на:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное.

В личном бессознательном живут все твою «тараканы»: комплексы, страхи. Это очень интересная часть личности человека, которая получила название «Тень». Здесь всё, что противоречит «Персоне» и непереносимо для «Я». В «Тени» находится ключи к твоему защитному механизму психики, который запускается, если ты попадаешь в трудные, травмирующие ситуации.

Всё, что находится в твоей «Тени», непосредственно влияет на твое поведение, но это влияние тобой не осознается. Эту тему можно развивать бесконечно потому, что твой разум – благодатная почва для ее развития, но это не тема, которая рассматривается в этой статье.

Классификации и мой выбор

На самом деле классификаций личности в мире великое множество. Самые известные в психологии — это, пожалуй, теория 4-х темпераментов, акцентуации характера по Личко и Леонгарду, соционическая классификация.

Эзотерики предлагают свой набор: зодиакальный и иные гороскопы, архетипические фигуры Таро, дизайн человека и другие типажи.

Однако далеко не все из них удобны в практическом, каждодневном применении. И не в каждой из них характеристики типов представлены достаточно ярко, чтобы суметь «навскидку», без предварительного обучения или обращения к специалисту, определить, кто перед тобой.

Также есть проблема и самоопределения — ведь часто то, что мы думаем о себе, не совпадает с тем, кем мы являемся на самом деле.

Я не буду сегодня «открывать Америку» — классификация, с которой я вас познакомлю, хотя и достаточно молода, но в целом не нова. И наверняка это не истина в последней инстанции, однако мне она показалась интересной, потому что:

  • предлагает несложный вариант определения типа, так как представленные в ней типажи хорошо узнаваемы и их не слишком много
  • дает большие возможности для познания своих сильных и слабых сторон
  • основана на исследовании основных потребностей и ценностей людей, а также на врожденных психических структурах
  • во многом совпала с моим личным видением типов людей

Как определить свой архетип

Для начала хотела бы пояснить, для чего вообще нужно знать свой архетип. Еще раз напомню, что это базовые конструкты коллективного бессознательного, которые определяют тот или иной тип восприятия, переживаний и действий. По сути, это некие глубинные установки, которые определяют поступки и реакции человека.

В каждом из нас может быть заключено несколько архетипов или преобладать один. По идее Кэрол Пирсон, человек поэтапно проходит все 12 архетипов в зависимости от возраста. К примеру, Простодушный – это самый первый образ, который соответствует возрасту маленького ребенка, а Шут – завершающий образ, который приходит к нам в момент мудрой зрелости. Недаром говорят: “Старый, что малый”.

В соционике есть тесты, определяющие, какой тип личности преобладает в человеке. Зная свой доминирующий архетип, становится проще сформулировать собственные ценности, склонности, расставить приоритеты, узнать лучше себя и партнера, определить свои потребности в отношениях и т. д.

Пройти тест на архетипы, в том числе по дате рождения, можно в нашей отдельной публикации.

Интересно! В 2001 году вышла книга “Герой и бунтарь” Маргарет Марк, посвященная использованию архетипов в брендинге. По мысли автора, более конкурентоспособными становятся те компании, которые используют в построении своих брендов универсальные образы с отсылкой на архетипы.

Маргарет распределила выделенные Пирсон 12 архетипов на 4 мотивационные категории:

  1. Потребность в риске и мастерстве – архетипы Воин (BMW, Nike), Бунтарь (Harley-Davidson), Маг (Apple, Red Bull).
  2. Потребность в стабильности и контроле – Творец (LEGO), Опекун (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Rolex).
  3. Потребность в независимости и самореализации – Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks), Мудрец (Sony, Philips).
  4. Потребность в принадлежности и обладании – Шут (Ben & Jerry’s), Славный малый (Levi’s, IKEA), Любовник (Revlon, Playboy).

Кроме того, идею архетипов используют и стилисты, составляя гардероб в соответствии с тем или иным психологическим портретом.

Вам интересно будет узнать, что такое психологический портрет и как его составить.

Архетипический квадрат, возрастные метафоры и способы адаптации

В связи с вышесказанным в квадрате «детство-юность-зрелость- старость» выделяются такие метафорические образы-связки, как:

  • «принц-бродяга»;

  • «шут-маг»;

  • «воин-Ронин»;

  • «хозяин-людоед».

Чтобы социальная адаптация протекала с минимальными потерями, на каждом возрастном этапе человек прибегает к следующим определяющим паттернам поведения:

  • в детстве он больше склонен к усвоению и следованию социальным правилам и нормам;

  • в юности человек набирает эмоциональный, социальный и практический опыт;

  • в более зрелом возрасте он прибегает к практической реализации своего накопленного ранее опыта;

  • наконец, в старости человек сам способен создавать социальные правила и нормы, чтобы передавать их своим потомкам.

Общая схема личности

Давай рассмотрим самую простую, пусть даже очень обобщенную, схему твоей личность. Согласно Юнгу, личность человека состоит из двух больших частей:

  • сознательной сферы;
  • бессознательной сферы.

С сознательной сферой, вообще всё очень понятно. Самый центр структуры – твоё «Я». Это твои мысли, чувства, ощущения, воспоминания: всё, что ты делаешь осознанно, то есть в «трезвом уме и здравой памяти». К твоему «Я» примыкает структура, которая получила название «Персона». «Персона» важная и незначимая одновременно.

Примеры архетипов

Здесь обитают твои переживания, опыт, который ты посчитала незначительным, и достойным процесса забывания, игнорирования. Нельзя недооценивать эту часть личности, так как между твоим «Я» и «Персоной» существует очень тесное взаимодействие, и, в любой момент, незначимое может поменять свой статус и стать важным. Другими словами, «Персона» – это твой имидж, твой образ, который ты создаешь для себя в обществе других людей.

Заключение

  1. В традиции, берущей начало от К.Г. Юнга, архетипами называют «сущности», «населяющие» коллективное бессознательное человека. В ответ на определённые события в реальном окружающем мире эти «сущности» проникают в осознаваемую область психики в виде образов или символов. Этим они создают эмоциональную реакцию на возникшее событие и таким образом управляют поведением человека.
  2. В зависимости от текущих внешних условий и обстоятельств жизни у человека могут актуализироваться черты того или иного архетипа или нескольких архетипов одновременно. По этой причине представляется невозможным определение какого-либо одного стабильного архетипа.
  3. Тесты, помогающие «узнать свой архетип», в том числе рассмотренный в настоящей статье, в действительности пытаются определить психологический тип личности. Однако все подобные попытки являются не более чем развлечением и бизнесом для тех, кто их предпринимает. Мы очень разные, и разделить всех людей на 12 типов – слишком простое решение для столь глобальной задачи.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: