- 1.6. Виды мышления
- Способы развития
- Что такое абстрактное мышление
- О формах абстрактного мышления
- Понятие абстрактно-логического мышления
- Задачи и задания на пространственное мышление
- Простые игры на развитие пространственного мышления для детей от 3 лет
- Упражнения для детей среднего дошкольного возраста
- Задания для детей старшего школьного возраста на развитие пространственного мышления
- Развитие
- У детей
- У взрослых
- Определение
- Формы
- Типы мышления
- Особенности
- Одинаково ли у людей развита абстракция?
- Тесты на определение выраженности абстрактного мышления
- Специфика абстрактного мышления
- Основные признаки абстрактного мышления
1.6. Виды мышления
Мышление — сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.
Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
предметно-действенное (или наглядно-действенное), наглядно-образное и абстрактное .
Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом:
— предметно-действенное мышление — мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах — значит действовать, манипулировать с ними);
— наглядно-образное мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);
— абстрактное мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей) .
Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном мышлении; которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.
В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в сложнейших современных знаниях и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательство).
В-четвертых, мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.
В-пятых, в зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении. Б.М. Теплов показал, что теоретическое и практическое мышление по-разному связаны с практикой. И дело не в том, что одно из них связано с практикой, а другое нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей и принципов развития, организации и прочих явлений и фактов действительности. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба .
То есть, в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические процедуры.
Способы развития
У детей абстрактное мышление начинает развиваться с 4–5 лет. Оно составляет основу обучающего процесса. В этот период формируется умение устанавливать связи между явлениями. Школьники наиболее восприимчивы к освоению логических навыков.
Ребёнку надо помогать в овладевании навыками абстракции. Развить их у детей дошкольного возраста можно специальными упражнениями. К процессу подключают родителей, которые дома организуют разные игры.
- Подбирают синоним или антоним во время кидания мяча друг другу. Родитель бросает мяч со словом «бить», ребёнок ищет синоним: «лупить». Можно использовать любые близкие по значению слова: маленький – крошечный, бордовый – вишнёвый, тьма – мрак. Затем идёт подбор антонимов: счастье – горе, малыш – великан, свет – темнота.
- Следующее задание предполагает завершение предложения. Ребёнку кидают мяч с началом фразы: «ворона каркает». Возвращается предмет с концовкой: «курица кудахчет».
- Составление ассоциативного ряда хорошо развивает детское абстрактное мышление. К предложенному слову дети подбирают любые ассоциации. Цепочка может выглядеть так: ёлка – зелёный – Новый год – крокодил – укроп – листик – попугай – лес.
- Предлагают 10 цепочек слов, состоящих из 4 словоформ, среди которых нужно найти лишнее слово. Например, предлагается 3 вида ягоды и овощ: клубника, клюква, огурец, черника.
- Организуют театр теней. Ребёнок включает воображение при виде тени, произведённой с помощью движений рук или вырезанных картонных фигурок. Он должен представить какой-то образ и обыграть его.
Нарушение чёткости абстрактно-логического мыслительного процесса может возникать из-за сильной сжатости и фрагментарности внутренней речи. Её тренируют и упорядочивают с помощью внутреннего проговаривания. При решении трудных задач необходимо добиваться точных умственных формулировок.
Выполнение заданий на выявление закономерностей и объединение единиц речи на основе общего признака, игры в шашки, шахматы развивают способности мозговой деятельности, улучшают её и помогают сохранить абстрактно-логическое мышление и память до глубокой старости.
Существуют упражнения и для взрослых.
- Нужно выбрать непротиворечивое утверждение и затем подобрать к нему опровержения. Аргументы, доказывающие обратную позицию, следует выписать столбиком. Рядом с каждым из этих суждений надо написать опровержение к нему. Таким образом доказывается истинность первой фразы. Например, первоначальное утверждение: «Осень – чудесная пора». Дальше следует запись: «Льют затяжные холодные дожди». И рядом: «Красные и жёлтые листья украшают деревья». Чем больше найдено опровержений, тем лучше.
- Полезное для совершенствования мыслительного процесса упражнение связано с расшифровкой аббревиатур, придуманных на ходу. Лучше всего их составлять из 3 или 4 букв, а потом пытаться расшифровать. Чем смешнее и оригинальнее полученные варианты, тем лучше. Например, ОЧР – организация чумазых работников, СКСД – союз кривых старых дев.
- Нужно подобрать к абстрактным понятиям синонимы и постараться доступным языком объяснить их смысл. Можно придумать конкретный символ, выраженный в словах или графическом образе. Сначала работают над простыми категориями, потом переходят к более сложным понятиям: «забота», «веселье», «финансирование», «инспирирование» «индифферентность», «инкриминирование».
Что такое абстрактное мышление
Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас. Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей
Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления. Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.
Наиболее четким примером того, как работает абстрактное мышление, оказываются точные науки. Например, в математике мы не видим числа, как такового, однако видим его составляющее (цифры), умеем считать или группируем разные предметы по какому-либо признаку и называем их количество. Абстракция нужна даже тогда, когда человек планирует свое будущее. Оно еще неизвестно, но каждый из нас ставит цели, имеет желания, строит планы, и все это происходит благодаря абстрактно-логическому мышлению.
О формах абстрактного мышления
Основные характерные черты абстрактного мышления — его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:
Понятие
Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира. Например, «мебель» объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство — обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие» школьные принадлежности» обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма. Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.
Суждение
Основная форма абстракции, которая присутствует в утверждении или отрицании чего-либо о предмете, его качествах или отношениях с другими предметами. Иными словами, суждение показывает некоторую связь между объектами и явлениями окружающей действительности. Проще говоря, суждение (простое или сложное) служит нам, когда нужно что-то подтвердить или опровергнуть, например: «ребенок играет» (простое суждение). Сложное имеет и более сложную форму высказывания: «наступила осень, листья опадают». Кроме того, суждения могут быть истинным или ложным, все зависит от того, на чем оно основывается. Если человек рассуждает объективно, в соответствии с реальностью, то и суждение будет истинным. А если он заинтересован в своем высказывании, опирается на собственные размышления, противоречащие реальному, то суждение становится ложным.
Умозаключение
Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений. Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению). Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями («если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний»). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж — Шерлок Холмс.
Понятие абстрактно-логического мышления
Все законы функционирования общества и природной среды познаются посредством человеческого восприятия, ощущений, его чувственной стороны и памяти. Кроме того, это возможно благодаря мыслительным процессам.
Мышление имеет несколько разновидностей. Самым распространенным его видом, который активизируется на последнем этапе развития личности, является абстрактно — логическое мышление.
Определение 2
Абстрактное логическое мышление – это разновидность мыслительного действия, реализуемого за счет проведения логических операций с теоретическими понятиями.
Такое мышление характеризует общие связи и взаимодействия, развивающиеся между предметами, процессами и явлениями, происходящими в окружающем пространстве.
Задачи и задания на пространственное мышление
Постепенно переходите от простых задач к более сложным.
Простые игры на развитие пространственного мышления для детей от 3 лет
Основная цель игровой деятельности, начиная с 3 лет – формирование новых навыков и развитие уже полученных
Важно предоставить ребенку как можно больше знаний о существующих геометрических фигурах, их возможном расположении в пространстве
- Игра «Помести кошку». Суть: попросите ребенка представить любое насекомое или животное и предложите подумать, куда оно может поместиться (коробка, кружка, шкаф и так далее).
- Игра «Расставь правильно». Положите перед ребенком предметы и попросите расставить, исходя из ваших указаний – левее, правее, дальше или ближе. Можно взять для этой игры.
«Метаморфозы». Суть проста: нужно нарисовать круг за квадратом, прямоугольник за треугольником и так далее. Задание можно усложнить, перейдя к объемным фигурам (кубам, цилиндрам, сферам).
- «Спецагент на задании». Ребенку нужно внимательно посмотреть на комнату, в которой он находится, чтобы запомнить предметы в окружении. Затем нужно задавать ему вопросы, пока ребенок, с закрытыми глазами, пытается воспроизвести в уме то, что увидел.
- «Рисунок на спине». Игра проста: вы рисуете на спине ребенка фигуры, он пытается отгадать их.
- «Муха». В игре принимают участие 3 человека: 2 игрока и 1 ведущий. Суть: представляется поле 9х9, в верхний угол справа помещается муха. Ведущий, отмечая на схеме, рассказывает путь мухи, после слова «стоп» участники озвучивают предполагаемое место мухи. Побеждает тот, кто назвал правильное положение.
- «Маршрут движения». С помощью карты вы показываете ребенку начальный и конечный пункт, он, в свою очередь, называя каждый поворот, рассказывает свой маршрут из пункта А в пункт Б.
- «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек нужно сложить разные объемные фигурки, чтобы затем ребенок на ощупь смогу угадать, что находится внутри.
- Простые задания с бумагой. Так как перечисленные выше игры требуют определенные расходные материалы и время, можно воспользоваться максимально простым вариантом – взять бумагу и ручку и придумать свои простые игры: Фигуры из точек по образцу
- Повторение узоров из линий
- Дорисовывание зеркальной половинки картинки
- Математические диктанты и так далее
Упражнения для детей среднего дошкольного возраста
- Сюжетные игры:
- «Дом игрушек»: в шкафу располагают игрушки, затем детям предлагают поиграть с ними (мол, игрушки устали и хотят развлечься), после игры нужно поставить игрушку на то место, где она стояла до этого.
- «Кто где живет?»: создается дерево, на котором располагаются животные, нужно попросить детей рассмотреть внимательно изображение и ответить на вопросы, кто и где живет.
- На подобный манер можно придумать множество сюжетов.
- Игры в прятки. Прятки развивают пространственное мышление в форме игры. Для того, чтобы победить, нужно хорошо спрятаться, а для этого требуется найти выгодное место, уметь ориентироваться на месте, чтобы избежать ведущего.
- Подвижные игры. Активные игры основаны на умении ориентироваться в пространстве. Догонялки – хорошее ориентирование на месте и скорость позволяют победить в игре. Также этот вид активности поможет избавиться от информационной перегрузки у детей.
Задания для детей старшего школьного возраста на развитие пространственного мышления
Целый набор развивающих настольных игр для детей и взрослых
- Графический диктант – одна из развивающих игр, направленная на детей в возрасте 6-11 лет. Диктанты помогают развить не только мелкую моторику с координацией, но и пространственное мышление.
- . Тренируют навык концентрации, стратегическое и пространственное мышление.
- Игра «регулировщик». С помощью карты вы показываете ребенку начальную и конечную точку, а он, называя каждый поворот маршрута, описывает свой маршрут до пункта назначения.
- Лабиринт. Ребенок с закрытыми глазами следует за инструкцией, чертя на листе бумаги путь со слов ведущего.
- Зеркало наоборот. Правила просты: вы показываете определенные действия, ребенок повторяет, как бы становясь вашим отражением.
- Словесные игры. Существует множество различных словесных игр (города, две правды и одна ложь, ассоциации и многие другие). Все они используют воображение и умение воспринимать информацию на слух. Также важна внимательность, чтобы соблюдать правила игры.
Развитие
Приведу несколько упражнений, помогающих улучшить навыки. Но для разного возраста они могут изменяться, поэтому рассмотрим их по отдельности.
У детей
В этот период такое мышление прогрессирует автоматически. Но в силах родителей создать более благоприятные условия. К тренировкам желательно приступать с первых лет жизни малыша, так как в это время его мозг только начинает формироваться и расти. Основная цель на этом этапе – максимальное расширение кругозора.
Вот что можно для этого сделать:
- На листе бумаги разлейте краску так, чтобы получилось пятно. Из него вместе с ребенком сделайте картинку. Дайте ему простор для воображения, и пусть он сам озвучит свою идею.
- Вместе придумывайте слова или имена. Например, подберите иллюстрацию и дайте ей несколько необычных названий. Это может быть все, что угодно: природа, флора и фауна.
- Займитесь домашними театральными спектаклями. Вместе с малышом создайте костюмы из подручных вещей и различный реквизит, устраивайте репетиции, импровизируйте. Довольно эффективным является и театр теней.
Параллельно этому разгадывайте ребусы, всевозможные головоломки. Научите ребенка правилам игры в шахматы или шашки, собирайте мозаику. Скорее всего, первые шаги в этом деле будут нелегкими, но в дальнейшем мыслительный процесс станет прогрессировать значительно быстрее.
У взрослых
В этом случае абстрактно-логическое мышление совершенствуется усложненными путями, чем в детском возрасте. Но это все равно остается возможным. Причина в том, что этот навык уже успел сформироваться, а знания постигаются гораздо труднее. Но можно делать упражнения для повышения уровня креативности:
- Лягте поудобнее и закройте глаза. Ваша задача – четко и детально представить всех людей, с кем вы общались в этот день. Прокрутите в голове то, в чем они были одеты, их голос, жесты и мимику. Одновременно думайте и о своих чувствах и ощущениях, полученных во время коммуницирования.
- А теперь начните представлять себе различные эмоции: грусть, счастье, тревожность, сочувствие. При этом не наделяйте ими конкретный объект, а создайте воображаемый образ для каждого состояния.
- Затем придумайте силуэты нематериальных явлений или терминов. Наблюдайте за собственными ассоциациями, отслеживайте возникающие символы.
Помимо этого, можно заняться рисованием, решать все те же головоломки или почитать тематическую литературу.
Определение
Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.
Формы
Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:
- Понятие.
- Суждение.
- Умозаключение.
Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.
Суждение является особой , которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.
Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.
Умозаключение является , благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.
Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.
Типы мышления
В психологии выделяют несколько видов мышления. Это разделение является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи подразделяют их таким образом:
- Конкретно-действенное или практическое.
- Конкретно-образное или художественное
- Словесно-логическое или абстрактное.
Особо стоит сказать о словесно-логическом типе, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.
Особенности
Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят у нас в сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:
- Идеализирующие.
- Обобщающие.
- Примитивно-чувственные.
- Изолирующие.
- Актуальной бесконечности.
- Конструктивизации.
Идеализирующая форма предполагает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно затрудняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение к реальным обстоятельствам. Представления человека являются абсолютно идеальными. Пример: «совершенно белый снег».
Обобщающий тип – основное оружие математиков. Он характеризуется восприятием объекта мысли в общем, лишая его деталей и конкретики, а значит, делая его немного оторванным от реальности.
Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.
Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/bR0HJvqnJik
Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.
Также абстрактное мышление разделяют на:
- формальное;
- содержательное.
Одинаково ли у людей развита абстракция?
Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.
У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.
Тесты на определение выраженности абстрактного мышления
Прежде чем отвечать на вопрос, как развивать абстрактное мышление, нужно определить уровень его выраженности у человека. Психологи предлагают ряд методик, которые помогут определить уровень этого навыка рассуждать у человека. К таким методикам относятся:
- методика, чтобы определить тип способности мыслить. В качестве положительного результата выступает показатель преобладания абстрактно-логического склада ума. Подобные тесты выпускаются в виде опросников. Как правило, в них человеку нужно выбрать наиболее подходящее для него утверждение. Также, возможна работа с различными картинками;
- тестирования, с целью выявления причинно-следственных связей. В данных методиках испытуемому дают определенные условия, на основании которых он должен сделать логически верный вывод. Как правило, подобные тесты используются, как термины несуществующих слов, чтобы определить уровень абстрагирования человека от явных деталей;
- методики по анализу предложенных словесных комбинаций. В ходе подобных исследований испытуемый должен выявить правильную закономерность, по причине которой разнообразные словесные комбинации между собой объединяются. Затем их нужно распространить на следующие словосочетания.
Чтобы получить точные результаты, специалисты рекомендуют пройти несколько методик. Как правило, абстрактное мышление характерно для людей склонных к саморазвитию. Этим владеют люди, которые посвятили свою жизнь науке:
- математики;
- физики-теоретики;
- программисты.
Обладатели такого мышления отталкиваются от дальних понятий, а опираются на общее сведенья. За счет, специфике такого мышления, основываясь только на гипотезах, учеными были сделаны множество открытий во всех отраслях науки.
Специфика абстрактного мышления
Ученые выделяют два главных сведенья об абстракции, другими словами речь идёт о процессе, когда способность мыслить постепенно переходит к осознанию абстрактных понятий:
- Абстракция в пределах эмпирической психологии. Участники этого учения приводили абстрактное только к чувственному.
- Абстракция в рамках реалистической психологии. Ученые, которые размышляли в этом направлении отделяли абстрактное от чувственного. При этом они говорили, что именно мысль порождает абстрактное содержание явления.
Смотрите видео о тесте на абстрактное мышление.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что абстрактное мышление свойственно только людям. Говоря об абстрактном мышлении и его формах, нельзя не сказать о том на какие цели направленно это мышление. Существует две главные цели:
- Формальная. В данном случае подразумевается выявление главных свойств, наиболее важных для теоретического анализа.
- Содержательная. В таком случае происходит вычисление качеств, которые имеют практическое значение.
Основные признаки абстрактного мышления
Изучая вопрос абстрактного мышления, следует уделить много внимания на ознакомление с его главными признаками:
- возможность сделать правильный вывод удаленно без непосредственного контакта с объектом;
- обобщение и анализ;
- умение отыскать взаимосвязь и её анализ;
- выявление точных причинно-следственных связей;
- возможность легко оперировать понятиями, которых не существует в реальном мире;
- отсутствует необходимость взаимодействовать с внешней средой, чтобы выявить её закономерности;
- поиск взаимосвязи между качественными и количественными изменениями объекта;
- чёткая систематизация полученной информации.
Абстрактное мышление считают основным инструментом в логике. Ученые утверждают, что это понятие и зародилось в рамках этой науки. Главным аспектом этого типа мышления можно назвать возможность рефлексии. Она рассматривается, как анализ собственных мыслей и шаблонов поведения в качестве чужих для их переосмысления.
Человек с развитым абстрактным мышлением может:
- логически мыслить;
- делать правильные умозаключения;
- аргументировано рассуждать;
- искать связи между событиями и объектами;
- успешно находить благоприятные условия для приобретения новых знаний;
- искать рациональные методы в решении различных проблем.
Таким образом, главным признаком этого типа мышления выделяют умение осознавать особенности своих мыслей в ходе активной познавательной деятельности.
Делитесь своим мнением на тему того, в каком возрасте формируется абстрактное мышление и какая его роль в психологии человека, в . А также смотрите видео о необходимости наличия абстрактного мышления.