Саунд дизайнер (sound designer)

Как создать хороший звук

Вот несколько простых советов, которые помогут сделать звуковые эффекты и музыку лучше.

Во-первых, звук должен соответствовать тому, что происходит в игре. Например, во время сражения или погони должна играть напряжённая музыка, в то время как в спокойной обстановке нужно что-то расслабляющее.

Во-вторых, звук должен быть в одном стиле. Сравните мультяшное звучание «Super Mario Odyssey»:

и драматичное звучание «Uncharted: a Thief’s End»:

В обеих играх стиль звука помогает создать необходимую атмосферу. Попробуйте представить, что Натан Дрейк прыгает с таким же вскриком, как это делает Марио, и вся магия тут же исчезнет.

В-третьих, важна динамика громкости. Например, винтовка должна стрелять громче пистолета, но тише дробовика. Взрыв гранаты должен перебивать все эти звуки

Чтобы научиться лучше подбирать громкость, важно понимать, как работает человеческое восприятие.

Если у вас в руке будет монета весом в 10 граммов, то добавление ещё одной такой же монеты будет ощутимым. Если же вы держали целый мешок с деньгами, то даже не заметите, если кто-то добавит или заберёт ещё несколько монет. Точно так же работает восприятие громкости.

В-четвёртых, нужно не бояться креативить или использовать технические хитрости. Вы можете манипулировать звуком внутри игрового движка, чтобы добиться необходимого результата. Например, в статье о создании гонки в Unity я менял питч звука мотора, чтобы добавить ощущение скорости.

Что должен уметь

Sound designer создает многопластовые звуковые эффекты, а из них — цельную композицию. Для этого он должен уметь:

  • разрабатывать общую концепцию звукошумового оформления проекта,

  • подбирать звуки в специальных библиотеках,

  • записывать голос, музыкальные инструменты и различные шумы,

  • обрабатывать звук,

  • создавать электронную музыку,

  • сводить звуковые дорожки,

  • проводить мастеринг.

Профессионалу также необходим широкий кругозор, знание основ композиции, теории музыки, а также современных стилей и трендов. Полезно освоить азы психологии, PR-технологий, это особенно актуально для тех, кто работает с рекламными продуктами, мобильными приложениями.

Поскольку саунд-дизайнер, как правило, работает в команде, к тому же творческой, ему необходимы прокаченные soft skills — умение достигать взаимопонимания, договариваться, при этом отстаивать свою позицию.

И, конечно, как любой представитель творческой профессии, дизайнер звука должен быть немного провидцем, чтоб сделать точно то, что хочет заказчик, даже если в ТЗ указаны иные вводные. :)

Примеры саунд-дизайна в кинематографе

  • Кинг Конг, 1933. Чтобы получить крик Конга, замедлили скорость воспроизведения плёнки с записью животных.

  • Звёздные войны, 1977. Бен Бёртт провёл год, экспериментируя со звуком. И вместо того, чтобы применять синтезаторы, он применял всё возможное из мира реальных звуков — от работающих моторов до стука по металлическим поверхностям. Даже сейчас звуки «Звёздных войн» являются фирменным знаком мира фантастики.

  • Матрица, 1999. Для большей глубины погружения в фильм применяли преимущественно цифровые звуки, созданные при помощи компьютерных эффектов и синтезаторов.

  • Трансформеры, 2007. Смешивая звук синтезаторов и живые записи кликов, переключателей, рычагов и машинных индустриальных звуков, получили те самые характерные звуки роботов.

Как стать саунд-дизайнером

Robert Dudzic – саунд-дизайнер, его работы используются в сериале Stranger Things, фильмах Mad Max, Bohemian Rhapsody и многих других

Самостоятельно освоить профессию возможно. Стоит прочитать большое количество учебников, самому разбираться во всех программах по работе со звуком, настраивать их. Но даже при отличной самомотивации и организации своего учебного процесса получить практические навыки в достаточной мере не получится. Для первого заработка нужно долго искать работодателя, который согласится взять неопытного сотрудника, без портфолио. Существует один очень лёгкий способ освоить профессию.

Для этого есть →  онлайн-курсы по созданию музыки и звуковых эффектов, которые имеют ряд преимуществ:

  • Освоение профессии за несколько недель — можно проходить в удобное время и скорость прохождения выбирать самостоятельно.
  • Чётко структурированная информация — вместо самостоятельного поиска материала вы изучаете отобранную специалистами информацию в удобном формате.
  • Наработанное портфолио — то, что так часто просят работодатели. Домашние задания помогут с практикой, а работы можно будет предъявить заказчику в качестве портфолио.
  • Удобно учиться — формат обучения позволяет получать информацию где угодно, когда угодно и на любом удобном гаджете. Подойдёт даже смартфон.

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/YBZ1NIzi5UU

Особенности профессии

Как и любая специальность, саунд дизайн имеет ряд характерных особенностей и ключевых характеристик, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии. К их числу относятся следующие.

  • Саунд дизайн связан с творчеством художественного характера, а также созданием тех объектов, которые относятся к категории нематериальных.
  • Выполнение непосредственных обязанностей требует учета общей концепции площадки или проекта, а также пожеланий к создаваемым звукам и музыке.
  • Применяемые в индустрии технологии и подходы постоянно модернизируются и развиваются, что требует регулярного обучения.
  • Работа требует особого набора навыков, а также хорошей подкованности в области современных технологий.
  • В последнее время саунд-дизайнер выделен в самостоятельную профессиональную единицу. Она находится на пересечении таких профессий, как звукорежиссер, звукооператор, и монтажер звука.
  • Основной задачей специалиста подобного уровня является поиск адекватных решений для оформления визуального ряда посредством соответствующего звукового сопровождения.
  • Дизайнер звука должен соблюдать не только общую концепцию проекта, но и особые технологические требования для дальнейшего использования продукта (формат, длительность, параметры аудио-файлов и прочие).

На основе специфика данной профессии складываются определенные ее преимущества и недостатки.

С чего начинался саунд-дизайн в России?

В России у истоков sound design как индустрии стоял Василий Филатов, основавший вышеупомянутый Институт звукового дизайна и студию SoundDesigner.Pro. Он решил организовать студию в 2008 году, когда призрак кризиса был уже очевиден, и многие его, мягко говоря, не поняли. Однако Василий видел, что, невзирая на кризис, YouTube становится все более популярным, электронные гаджеты получают все большее распространение, компьютерными играми увлекается все больше людей.

А значит, для все большего количества видео будет требоваться отображающее суть происходящего аудио, будут выходить новые игры и новые версии старых компьютерных игр, рынок электронных устройств будет расти и, как мы уже выяснили, для программного наполнения электроники тоже нужен будет саунд-дизайн.

Актуальными становятся курсы саунд-дизайна, где всему этому можно было бы научиться. Изначально Василий Филатов решил предложить свои услуги в создании факультета саунд-дизайна Московской школе кино. Там его тоже не сразу поняли, и в 2013 году просто отказали. Однако уже в 2014 началась совместная работа, которая продлилась 2 года.

В июле 2015 года Филатов провел первый Sound Sunday в России, где желающие могли бесплатно посетить мастер-классы по семплингу от Александра Лейфа, синтезу звука от Глеба Рогозинского, лекцию о создании музыки из подручных средств и многие другие . Площадкой для проведения был выбран Музей Москвы . Невзирая на жаркий воскресный день и множество альтернатив его проведения на свежем воздухе на берегу любого из многочисленных подмосковных водоемов, на Sound Sunday собралось полторы тысячи посетителей.

Первый День звука в России показал, что россиян интересуют самые разные аспекты работы со звуком: от создания саундтреков к фильмам до написания электронной музыки и получения профильного образования. Там же, во время Sound Sunday, Филатов объявил о том, что Институт звукового дизайна открывает для абитуриентов двери двух своих факультетов: звукового дизайна кино и музыкальной звукорежиссуры.

Сейчас в Институте можно еще выбрать специализацию в области дизайна интерактивного звука, саунд-дизайна в визуальных и аудиовизуальных медиа . В общем, это охватывает все основные сферы sound design-индустрии. Поэтому будет логичным чуть подробнее рассказать, что представляет собой каждая из них.

Как же все-таки получить тот самый звук?

Саунд дизайн – это процесс, в котором нужно много экспериментировать. Не бойтесь подмешивать к синтезированным фактурам живые записи с микрофона, потом ресемплировать получившееся, растягивать во времени, питчить, автоматизировать параметры, и сверху обрабатывать ревербератором – в этом состоит суть поиска нужного звучания.

Важно быть увлеченным. Каждая новая обработка должна применяться с живым и неподдельным интересом, а выход с диктофоном на улицу приносить удовольствие

Нельзя зацикливаться на каком-то одном плагине или инструменте. Мнение о том, что покупка очередного плагина обязательно подарит нужное звучание, ошибочно. Цепочки обработок нужно придумывать самостоятельно и подходить к этому процессу с долей азарта, быть готовым остановиться после 100 шагов и начать заново, а также не лениться изучать и внедрять новые техники работы со звуком. Такой подход обязательно даст положительный результат.

Враждебный дизайн: должен ли сигнал тревоги раздражать?

Бывшая пациентка Анна вспоминает звуковые сигналы капельницы, когда заканчивалось лекарство: «Не думаю, что искусственные звуки стоит менять. По-моему, они прежде всего для врачей важны». В подкасте 99% invisible врачи рассказали, что только один монитор сердечного ритма производит более 86 различных звуковых сигналов, но похожий сигнал может исходить и от инфузионного насоса, и от аппарата искусственного дыхания, и от аппарата для гемодиализа. Звуковой сигнал медаппаратуры сообщает, что что-то не в порядке «в целом». Студентов различать эти сигналы не учат, да и такое большое количество искусственно сгенерированных похожих звуков не получается запомнить даже после многих лет работы в больнице или прохождения специального тренинга.

Сейчас саунд-дизайн медицинской аппаратуры выполняет функцию так называемого hostile design — враждебного дизайна

Вместо того чтобы сигнализировать о том, какое действие необходимо совершить, аппарат привлекает к пациенту внимание, лишая медицинских сотрудников опции «не заметить» произошедшее изменение, — но на этом всё

Определение и теория создания уникальных звуков

Как можно создать уникальный звук:

  1. При помощи обычных бытовых приборов, предметов, действий: хлопок в ладоши, шум пылесоса, звук льющейся воды, звук шагов и пр. Саунд-дизайнеры собирают подобные шумы в свою библиотеку, как графический дизайнер референсы и клип-арты.
  2. Очистить имеющееся аудио от посторонних звуков или расслоить его, извлечь отдельные звуковые эффекты.
  3. Создать при помощи музыкальных инструментов и компьютерных программ.
  4. Соединить несколько аудиодорожек в одну новую.
  5. Провести ряд действий, выстроить цепочку обработки звука.
  6. Обработать голос при помощи компьютерных программ.

Советы от игровых композиторов и саунд-дизайнеров

В заключение перечислим некоторые советы от игровых композиторов и саунд-дизайнеров, которые поделились своим опытом с начинающими коллегами.

⟹ По словам аудиодиректора студии Pearl Abyss Хвимана Рю, саунд-дизайнеры должны помнить, что аудио — это симбиотическая, а не автономная часть игры. Музыка и звук должны быть тщательно интегрированы и смешаны со всеми другими компонентами. Как бы ни был хорош отдельный эффект, он не должен отвлекать или затмевать другие аспекты игры. При этом он обязательно должен улучшать пользовательский опыт.

⟹ Разработчик American McGee’s Alice и Spore Джордан Мейнард считает, что звуки отлично подходят для создания крепкой ассоциации с игрой. Мелодии и звуковые эффекты могут стать узнаваемым символом, поэтому саунд-дизайнеры должны стремиться к уникальности.

Фанаты серии The Legend of Zelda вряд ли перепутают звуки из игры с чем-либо ещё

⟹ Композитор Resident Evil 7, Bloodborne, Mass Effect 3, Borderlands 2 Крис Веласко считает, что в рабочем процессе важно выстроить правильные отношения с остальной командой разработчиков. Например, если добавить слишком много микроменеджмента, то это убьёт всю творческую свободу композитора

Лучше, чтобы остальные члены команды лишь описывали, какое ощущение должна вызывать композиция, а не указывали на то, как она должна звучать.

Также Веласко признался, что в работе над саундтреком игры он старается как можно раньше получить концепт-арты — любые визуальные материалы способны передать нужное настроение. А это, в свою очередь, может стать отправной точкой для композитора. Ещё лучше, если будет доступен игровой билд.

⟹ Саунд-дизайнер из Mighty Bear Games Абель Тан советует первым делом продумать весь звуковой ландшафт игры. Часто звуки добавляются в последний момент, из-за чего они работают не так, как надо. Именно поэтому команда должна ещё на ранних этапах разработки решить, как игра будет звучать. Для этого можно отталкиваться от темы и сеттинга игры, её настроения и эмоций, которые должен испытывать пользователь.

Вышеуказанные мнения экспертов можно свести к следующим рекомендациям, которые помогут новичкам избежать многих ошибок:

 Учитывайте звуковой аспект: при помощи SFX, foley и других инструментов можно создать эмоциональную связь между пользователем и игрой.

 Всегда помните, что звук — это вспомогательный элемент, который никогда не должен мешать геймплею. Даже самую мелодичную композицию стоит приглушить, если она мешает получать значимую внутриигровую информацию.

 Постарайтесь начать работу над саунд-дизайном как можно раньше. Параллельная работа над разными частями игры позволяет лучше связать разрозненные аспекты.

Лееринг (англ. Layer), или слоение

Независимо от того, какие саунд дизайн приемы были использованы, для сборки получившегося материала в единую картину нужен лееринг или попросту слоение. Это процесс создания общего звука из нескольких отдельных. Один подмешивается ко второму, потом их дополняет третий, и так далее – слоев может быть бесконечное множество.

Каждый слой выполняет свою функцию, добавляя к общему звучанию какую-то деталь или оттенок

Важно, чтобы слои согласовывались между и не перекрывали друг друга. Тональность, частотный диапазон и динамика слоев должны быть такими, чтобы в целом они давали гармоничный и однородный звук, который не будет создавать ощущения фрагментальности

В этом отношение слоение звука очень похоже на сведение трека в миниатюре: итоговый семпл – трек, а его слои – партии.

Попробовать технику можно с набором любых имеющихся семплов. Хорошей практикой будет попытка превратить три и более разных звуков в один многослойный, который будет звучать цельно. Взять атаку от одного звука, добавить в него НЧ от другого и так далее, до получения интересного результата.

Для склейки слоев применяются те же самые методики, что и при финальном сведении:

 Сайдчейн для работы с эффектом маскировки •  Эквализация для подчеркивания нужных слоев •  Динамическая обработка •  Многополосная компрессия

Эти моменты рассмотрены в бесплатном видеоролике «Основы сведения электронной музыки», информации из которого хватит для работы со слоями:

Основы сведения электронной музыки на компьютере

Склейка слоев – самая техническая задача, которую необходимо освоить. Она не является полностью технической и во многом творческая, но в некоторых моментах придется проявить усидчивость, чтобы заставить слои звучать однородно. Всё остальное в саунд-дизайне строится на чистом креативе и фантазии музыканта.

Детально процесс лееринга рассмотрен в 4-х часовом видеокурсе Слоеный звук с Mindex: создание многоуровнего баса, эффектов, мелодики и ритмов – весь курс посвящен процессу подбора и соединения разных фактур в одну общую.

ЧТО ЭТО ЗА Х**НЯ? Является ли Моушн-дизайн искусством?

265

2

01:42:33

06.08.2020

Моушн дизайн — случайный набор эффектов и неведомое нечто, творческое высказывание или просто отработка навыков?

Темы в повестке такие:
— Является ли моушн дизайн искусством;
— Чем отличается моушн дизайн от классических изобразительных средств;
— Творчество и его техническое воплощение;
— Принятие и отторжение новых идей индустрией.

Наши гости:
— Ильдар Якубов, медиа художник и организатор мероприятий «Эпизод»
— Ксюша Чеховская, организатор фестиваля Intervals
— Кирилл Максимчук, цифровой художник
— Кирилл Хачатуров, режиссер, аниматор и дизайнер.

Ведущие:
— Вадим Виногоров, куратор программы “Моушн дизайн”, Scream School, мультимедиа продюсер и совладелец студии FSTR.Tech
— Роман Губанов, куратор программы “Моушн дизайн”, Scream School

Scream School

Особенности профессии

Очень часто саунд дизайнера приравнивают к звукорежиссеру, звукооператору, композитору. Но это не совсем верно. Саунд дизайнер не создает новые музыкальные композиции. Не монтирует аппаратуру на стадионе перед рок-концертом. Не переключает звуковые дорожки во время театрального спектакля и не работает в прямом эфире на радио. Его основная задача — создавать или находить нестандартные решения для звукового оформления. Будь то спектакль, концерт, фильм или рекламный ролик.

Основу работы саунд дизайнера составляют не музыкальные инструменты и микрофон, а компьютер и специальные программы. Примерное понимание того, что делает саунд дизайнер дает представление о работе звукооформителя на советском телевидении. Эти люди придумывали, как изобразить в кадре цокот конских копыт, скрип двери, дыхание привидения или марш взвода солдат. И если звукооформитель в своей работе использовал все, что способно издавать звук — посуду, пробки от бутылок, бельевую веревку, мебель и т. д., то теперь на помощь саунд дизайнеру пришли специальные секвенсоры и компьютерные программы.

Где работает саунд дизайнер:

  • телевидение;
  • радио;
  • театр;
  • киностудия;
  • студия аниме и мультипликации;
  • рекламное агентство;
  • звукозаписывающая студия.

Чтобы создавать именно тот звук, который идеально передаст атмосферу всего проекта, саунд дизайнер активно взаимодействует с режиссером, звукорежиссером, операторами, актерами и музыкантами, то есть со всем коллективом, участвующим в создании проекта — фильма, рекламного ролика, спектакля или концерта.

Направления деятельности

Современный саунд дизайнер может работать по нескольким востребованным направлениям:

  • режиссура звука — оформление аудиовизуального ряда для кино, мультипликации, театра, радио;
  • дизайнер звукового сопровождения компьютерных игр и мобильных приложений;
  • режиссер звучания мобильных телефонов — от звуков набора номера и будильника до имитации срабатывания затвора фотокамеры;
  • создание звуков для музыкальных синтезаторов;
  • интерактивный звуковой дизайн — все, что связано с оформлением аудиоматериалами интернет-пространства, включая «умный» дом или инсталляции современного искусства;
  • концептуальный саунд дизайн — создание интересных и необычных звуков под концепцию реализуемого проекта;
  • саунд дизайн в музыке — синтезирование новых звуков и создание тембров;
  • саунд дизайн в пространстве — звуковое оформление новых видов транспорта (например, электромобилей), общественного пространства; создание генеративной музыки (основанной на алгоритмах).

Профессия Sound Designer постоянно развивается. Появляются новые направления деятельности, растут требования к квалификации специалистов. Учитывая, что визуальным контентом пространство реальное и виртуальное перенасыщено, звук начинает выходить на передний план. Человек лучше и быстрее воспринимает информацию на уровне слуховых анализаторов. Поэтому, например, пилоты самолетов важнейшие сигналы получают в формате аудио, а не видео.

Это же относится и к виртуальной среде. Слишком большое количество изображений и видео привели к рождению подкастов как закономерной попытки человека снизить напряжение от потребления большого потока видеоинформации

Поэтому саунд дизайнеры находятся как бы на передовой борьбы за внимание пользователя — от их профессионализма в большей степени, чем от самой интригующей картинки зависит выбор человеком того или иного контента

Программное обеспечение для саунд-дизайна

На технических знаниях стоит остановиться подробнее. Программ для обработки звука превеликое множество, поэтому новичкам зачастую сложно сориентироваться, что им подойдет более всего. Поэтому предлагаем краткий обзор софта для саунд-дизайна с указанием сферы наилучшего применения.

Софт для саунд-дизайна:

  • Dehumaniser 2 – плагин для обработки голоса, отлично зарекомендовавший себя при создании голосов монстров, чудовищ, роботов и тому подобных сущностей. С помощью данного плагина сделана озвучка персонажей в компьютерных играх Doom, Far Cry 4, фильмах Avengers: Age of Ultron и The Jungle Book .
  • Kyma– рабочая станция саунд-дизайна с большим набором алгоритмов и бесконечными возможностями их комбинации. Задействовалась при создании фильмов «Темный рыцарь», «В поисках Немо», видеоигры World of Warcraft и многих других .
  • GRM Tools Complete – набор плагинов для композиторов и специалистов в области музыкальной звукорежиссуры. Создан участниками исследовательской группы Парижского института аудиовизуальных средств . А во Франции толк в музыке знают!
  • Effectrix – плагин, имеющий массу встроенных эффектов и легко совместимый с программным обеспечением, которым пользуются профессиональные ди-джеи, и MIDI-клавиатурой. Есть бесплатная демо-версия .
  • Izo­tope RX – программа для восстановления аудио, удаления посторонних шумов и звуков . Ее рекомендуют такие саунд-продюсеры из США как Майкл О’Коннор и Уилл Мортон.
  • Sound­miner HD Plus – высокопроизводительный софт для быстрой подготовки телевизионных программ . По заверениям Майкла О’Коннора, позволяет за 2-3 часа сделать до 200 звуковых эффектов для ТВ-программы .
  • Massive Х – синтезатор нового поколения для профессионального, ультрасовременного звукового дизайна с гибкой маршрутизацией и обширной модуляцией и коллекция пресетов. Есть бесплатная демо-версия .

Уточним, что это преимущественно англоязычные программы. Из русскоязычного (русифицированного) софта наиболее распространен аудиоредактор Sound Forge Pro. Базовую версию без излишеств можно найти бесплатно. А чтобы сделать первые шаги в саунд-дизайне, в принципе, достаточно, если вы видите для себя перспективу в данной профессии.

Все, кого интересует саунд-дизайн, обучение могут пройти в Институте звукового дизайна и воспользоваться дополнительными материалами на специализированных сайтах. Так, подборку полезных статей по саунд-дизайну на русском языке можно найти на сайте Гильдии Разработчиков Интерактивного Аудио . Из англоязычных обучающих ресурсов можно рекомендовать сайт компании Izotope Inc., чьи специализированные саунд-продукты мы упоминали ранее .

Роль акустического моделирования для хорошего звука | Саунд-арт и саунд-дизайн в НИУ ВШЭ

929

31

1

02:46:40

14.06.2020

Руководитель Бюро Акустических Расчетов Евгением Шуевым расскажет, как изменить акустические свойства театральных залов, чтобы добиться идеального звука.

Следом пройдет презентация первого в России направления бакалавриата и магистратуры «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ, которую проведет музыкант, саунд-дизайнер, звукорежиссер и технический координатор направления Григорий Шмидко! Если вы давно хотели связать себя с музыкой, но не знали как — присоединяйтесь к трансляции.

ПРОФИЛЬ SOUND ART & SOUND STUDIES: ????
Стас Шарифуллин: «Работа со звуком шире рамок современного искусства»: ????
Музыкальный перформанс студентов и преподавателей Школы дизайна: ????
????

Друзья, чтобы не пропустить следующую нашу трансляцию обязательно ПОДПИШИТЕСЬ на канал, а если уже подписаны, то проверьте колокольчик!

???? — официальная страница проекта «Театральное ПТУ»
???? — наша группа в FACEBOOK
???? — наша группа в VK
???? — наш аккаунт в INSTAGRAM
???? — наш TWITTER

С 1 по 15 июня Союз театральных деятелей России и Театральный центр СТД РФ «На Страстном» проведут восьмую летнюю сессию проекта по повышению квалификации технических работников театров «Театральное ПТУ».⠀

В то время, когда страны вынуждено закрыли свои границы, мы приняли решение открыть неограниченный доступ к проекту. Пройти обучение в «Театральном ПТУ v 8.0 ОНЛАЙН» в июне на базе Театрального центра смогут все желающие технические специалисты театров России – завпосты, технические директора, звукорежиссеры и светохудожники, видеодизайнеры и работники сцены.

Восьмая сессия будет разворачиваться в интернет-пространстве. Ежедневно в интенсивном формате по 6 часов в день будут проведены мастер-классы, практикумы и лекции от ведущих специалистов в области передовых театральных технологий России и Европы.

Заключение

Современный мир обогатился большим количеством новых профессий. Одна из самых интересных, востребованных и полезных — саунд дизайнер. Создателей новых звуков и оформителей звукового пространства ждут не только в музыкальной, радио, рекламной или киноиндустрии. В специалистах испытывают недостаток и крупные холдинги — автомобильные, строительные, проектные. Разработчики мобильных приложений и игр нуждаются в саунд дизайнерах едва ли не больше, чем в программистах. И это только начало. Перспективы у профессии самые радужные. Но и требования к профессионалам высокие. Необходимо обладать не только развитым слухом и музыкальным вкусом, но и знаниями в самых разнообразных областях — от физики до психологии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: