Что такое статья и как ее писать: структура, план и виды

Рецензия как жанр

Слово «рецензия» происходит от
латинского «recensio», что означает
«просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Сегодня под
рецензией понимают, прежде всего, оценку научных и художественных
произведений. Таким образом, предметом такого материала будут не
непосредственные события, факты, как это бывает в заметках или
комментариях, а вторичные источники информации (публикации,
передачи, книги, спектакли и т.д.)

Цель рецензии – помощь: как создателю
произведения, нуждающемуся в сторонней оценке своего творчества, так
и аудитории, желающей иметь представление о ценности произведения.

В зависимости от аудитории,
рецензентом используется профессиональная или общеупотребимая
лексика.

Рецензия не является серьезным,
детальным исследованием. В таком материале дается оценка, без
глубокого анализа. Монорецензии посвящены одному произведению,
рассматриваемому в сравнении с уже известными произведениями. В
полирецензиях разбираются несколько (еще неизвестных или
малоизвестных аудитории) произведений, которые часто сравниваются
друг с другом.

На практике в средствах массовой
информации присутствуют рецензии как большие (гранд-рецензии), так и
маленькие (мини-рецензии). Публикация больших, развернутых рецензий
более свойственна специализированным СМИ.

Рецензия – это не пересказ
произведения, а совокупность авторских мыслей по поводу его
содержания, сюжета, драматургии, лексики и т.д.

Для рецензии выбирается общественно
значимый источник информации. Ведь, например, оценка никому не
интересной передачи также будет никому не интересной.

Важнейшая задача автора – обнаружить в
рецензируемом
произведении то, что может не
заметить непосвященная аудитория. Соответственно, рецензент должен
разбираться в вопросах, затрагиваемых в материале.

Рецензия может быть как положительной
или отрицательной, так и нейтральной. Она может носить субъективный
характер, предопределенный конкретным авторством. Также рецензия
может претендовать и на достаточно высокий уровень объективности,
если она подготавливалась коллективом авторитетных специалистов в
соответствующей области. Главное, чтобы рецензия обслуживала
интересы аудитории, а не автора, прибегающего к «метанию критических
стрел» ради самовыражения.

Научные статьи: структура и некоторые особенности стиля

Этот жанр стремительно набирает обороты и охватывает всё более широкие массы. Ещё пару десятилетий назад он был прерогативой преподавателей и аспирантов, а сегодня знаком не понаслышке каждому студенту вуза.

Такая статья — это мини-исследование, ёмко и кратко освещающее новый (а иначе зачем писать?) научный вопрос.

По цели написания можно выделить следующие разновидности:

  • общеисследовательские,
  • практико-ориентированные,
  • полемические.

По характеру рассматриваемого материала и способу его освещения:

  • научно-теоретические,
  • научно-практические,
  • общеисследовательские.

Объём научного исследования зависит от цели написания, материала научной дисциплины, требований печатного издания, учёной степени автора (часто по принципу чем выше, тем больше) и некоторых других факторов.

Свобода творчества автора ограничена чёткими требованиями стиля. В научном стиле, как ни в каком другом, существуют рамки жанра. Необходимое условие — цитация (подробная ссылка на авторитетный источник).

Для научной статьи характерна следующая обязательная структура:

  • заголовок, чётко обозначающий тему исследования;
  • аннотация (как правило, ограниченная по количеству символов), указующая основные вопросы статьи;
  • ключевые слова, используемые для лучшего ориентирования в электронных библиотечных системах и внесения в бумажные тематические каталоги статей в библиотеках;
  • вступление, в котором обычно объясняется актуальность проблемы;
  • основная часть с подразделами;
  • заключительная часть, состоящая из выводов;
  • список использованной литературы.

Материал основной части состоит из рассмотрения краткой истории вопроса, т. е. предыдущих исследований по данной теме (с обязательной ссылкой на источник) и собственных размышлений автора, подкреплённых примерами и доказательствами.

В научном стиле обязательно использование специальной терминологии и соответствие нормам литературного языка. Характерными особенностями речи является использование лексических штампов (следует отметить, можно сделать вывод), большого количества абстрактных существительных (соотнесённость, наполненность, специфичность), употребление местоимения мы вместо я (мы считаем нужным добавить), обилие пассивных конструкций (теорема доказана, выводы получены, учёными неоднократно отмечалось), кратких прилагательных (гипотеза верна), причастных и деепричастных оборотов, сложноподчинённых предложений и других специфических языковых средств. Повествование ведётся объективно, эмоциональная составляющая не допускается.

Такие стилистические требования объясняются тем, что научная работа предназначена для письменного восприятия специалистов узкого профиля, владеющих предметной терминологией. Если на материале статьи делается устный доклад, он предполагает упрощение повествования.

Публицистические статьи

Они имеют художественную направленность, потому что содержат в себе выразительные средства языка и эмоционально воздействуют на читателя. Публицистика подразделяется на:

Вид Описание
Эссе Это “вопль души”, эмоциональный отклик автора. Яркая и чувственная окраска. Новый взгляд на привычный предмет. Главный признак — субъективная оценка. Здесь необходимо высказывать свою позицию по поднятому в повествовании вопросу.
Очерк Похож на эссе, но отличается от него наличием достоверных факторов. Яркие художественные краски применяются здесь для описания реальной, но обычной жизненной ситуации.
Зарисовка Повествование происходит о чем-то необычном, интересном и даже опасном. О том, что может тронуть чувства читателя. В этом помогают яркость языка и эмоциональность автора.
Фельетон Сложная статья не только для новичка, но и для профессионального копирайтера. Это эмоциональное повествование, в котором автор выражает свое сатирическое отношение к какому-либо явлению. В таком виде хорошо удавалось писать Гоголю и Булгакову. Настоящие мастера черного юмора. Это жанр, который под силу не каждому автору.

Мотивирующие статьи

К ним относятся продающие тексты, востребованность которых сейчас просто «зашкаливает». Любая биржа копирайтинга имеет в себе десятки заказов на рекламирующие статьи. Новичку их не осилить, потому что они пишутся по определенным правилам. Здесь мало просто порекомендовать или посоветовать.

Нужно “продать” то, о чем пишешь. Человек после прочтения такого текста должен захотеть приобрести рекламируемую вещь или воспользоваться описанной услугой. Автору необходимо правильно определить целевую аудиторию и восполнить ее потребность. Только тогда продающая статья добьется той цели, для которой она печаталась.

Есть и другие типы статей. Я привел не полный список. Но замечу главное: один и тот же материал можно изложить по-разному. Первый автор напишет о новом авто описание, а второй — инструкцию. Подачу материала называют стилем. У каждого копирайтера он свой. Нет авторов, которые писали бы одинаково, в чем состоит и ваша уникальность. Пользуйтесь ею при написании разных видов статей.

С вами был Павел Ямб. Пишите , не забудьте на обновления. До встречи! Удачных вам публикаций.

Событие – центральный элемент информационных жанров журналистики

В информационных жанрах журналистики центральным элементом выступает событие.

Под событиями подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают определенные изменения и перемены. 

СМИ освещают далеко не все происходящие события. Существуют определенный набор критериев, по которому и осуществляется их отбор. Всего таких критериев 10, и информационное сообщение должно соответствовать хотя бы одному из них:

  1. Актуальность. Новость должна соответствовать запросам и интересам аудитории. Жителям Киева не особо полезна информация о строительстве новой дороги в городке Мироновка. 
  2. Своевременность. Информация о событии должна быть свежей и появиться во время, никто не будет читать о результатах голосования спустя две недели после выборов. 
  3. Ясность и однозначность. Простые, понятные новости более доступны для широкой публики, читаются чаще и вызывают больший интерес. 
  4. Предсказуемость. У значимых событий обычно есть конкретные даты проведения (например, день выборов, начало Олимпийских игр, чемпионат по футболу). С приближением такого события повышается к нему интерес общественности, и новость приобретает большую ценность. 
  5. Неожиданность. С другой стороны, непредсказуемые события и явления (природные катаклизмы, катастрофы или преступления) также вызывают интерес у общественности. 
  6. Значение и масштаб события. Война, выборы, протесты, спортивные игры и другие важные события требуют длительного и детального освещения в прессе. 
  7. Композиция. Иногда для того, чтобы разбавить, к примеру, негативность информационного потока, редактор отбирает новостные сообщения противоположного характера: забавные случаи, любовь, романтика, спасение, животные, приключения, риск и т.д.
  8. Знаменитости. Новостные заметки с участием политиков, артистов, спортсменов в силу своего статуса и узнаваемости чаще публикуются в СМИ и вызывают к себе повышенной интерес.
  9. Страны, занимающие ведущее положение в мировой экономике и политике. Забастовка, стихийное бедствие или авиакатастрофа в развитой стране тут же попадет в масс-медиа, а вот про недостаток питьевой воды в Эфиопии можно и попозже написать. 
  10. Негативность. “Плохие” новости пользуются большей популярностью.

В каждом из информационных жанров событие обычно представлено по-разному. В заметке преобладает простая констатация фактов. В интервью событие представляет собой рассказ от лица собеседника журналиста. В репортаже проявляется личностное отношение к событию. А в отчете передается его основная суть.

Литература интеллектуальная и развлекательная

Говоря о типах художественной литературы, часто используют именно это разделение, своеобразная типизация «по назначению». Интеллектуальная литература в этой системе призвана, естественно, обучать, развивать и духовно обогащать. Развлекательной литературе отводится роль более прозаическая, развлекательная литература существует, чтобы занять время в поезде, расслабить уставший на работе мозг или развлечь себя хмурым осенним днем.

Но, прежде чем Вы начали делить все, что когда-либо читали на две эти категории, давайте разберемся с терминологией. Очевидно, что, даже говоря об интеллектуальной литературе, авторы классификации имеют в виду только художественную литературу, поскольку у всех других видов литературы (научной, публицистической) цель существования произведения всегда заранее обозначена. Только художественная книга заставляет читателя или критика думать о том, зачем он ее, собственно говоря, читает.

А что такое развлекательная литература? Если с интеллектуальной художественной литературой все более или менее понятно (скорее всего, классика имеется в виду, причем классика девятнадцатого «размышляющего» века), то развлекательная литература – это, видимо, то, что до классики жанра не дотягивает, а читать все равно интересно.

Эпос и его особенности

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Отличия журнальной статьи от газетной

Для журнальной публицистики, в отличие от газетной, характерен больший объём статей, а значит, позволительны более пространные рассуждения и отступления.

В целом в журнале, предназначенном для вдумчивой взрослой аудитории, используются те же жанровые разновидности.

Но, поскольку современный рынок СМИ включает в себя не только серьёзные издания (ещё с советских времен мы помним женские, детские, юмористические, спортивные и иные виды журналов, значительная часть которых взяла курс на упрощение диалога с читателем), важное место отводится информационным и рекламным текстам, а то и вовсе публикации тестов, гороскопов, анекдотов и красочных картинок. Тенденция к увеличению иллюстративного материала за счёт уменьшения количества вербальной информации наблюдается не только в “женских” и “мужских” изданиях, но и в научно-популярных — таких как “Geo”

Так, всё чаще вместо обзорной статьи о моде редакция помещает на глянцевые страницы яркие фотографии свежих “луков” с краткими комментариями внизу

Тенденция к увеличению иллюстративного материала за счёт уменьшения количества вербальной информации наблюдается не только в “женских” и “мужских” изданиях, но и в научно-популярных — таких как “Geo”. Так, всё чаще вместо обзорной статьи о моде редакция помещает на глянцевые страницы яркие фотографии свежих “луков” с краткими комментариями внизу.

Это интересно: Новый год на даче

Художественный стиль

Художественный стиль отличается от других тем, что в нем могут использоваться все языковые средства других стилей русского языка. Для художественного стиля характерна эстетическая функция и такая черта, как образность.

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ

Художественный стиль реализуется в художественной литературе.

ЖАНРЫ

В художественном стиле большое количество жанров.

  1. Роман.
  2. Рассказ.
  3. Повесть.
  4. Стихотворение.
  5. Поэма.
  6. Песня.
  7. Комедия.
  8. Трагедия.
  9. Драма.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

В каждом из жанров через использование языковых средств виден авторский стиль. Чтобы придать произведению эмоциональность, образность, эстетический эффект, авторы пишут с помощью изобразительно-выразительных средств.  Вот самые частотные:

Тропы – образные выражения (использование слов в переносном значении).

Эпитет – образное определение.

Золотой человек, красна девица

Сравнение – сопоставление одного предмета, признака, действия с другим.

Облако похоже на белый корабль.

Метафора – перенос названия одного предмета, признака, действия на другой на основе их сходства.

Море цветов, улыбка погасла

Олицетворение – наделение неодушевлённого предмета свойствами человека или живого существа.

Вьюга злилась

Гипербола – преувеличение.

Сто лет не виделись. Реки крови потекли.

Фигуры  – особые синтаксические построения, которые придают тексту выразительность.

Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи, перестановка.

Книгу для вас приобрёл интереснейшую.

Антитеза – стилистическая фигура, построенная на контрасте, резком противопоставлении.

Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт.

Эмоционально-оценочные средства, которые помогают донести до читателя авторскую позицию. Часто автор делает это через лексику и суффиксы эмоциональной оценки.

Он горланил так громко, что слушать было невозможно.

«… принёс кусочек яблочка, или конфетку или орешек и говорил трогательно-нежным голосом».

Разновидности статьи как жанра

На самом деле у статьи очень много разновидностей, порой даже и не задумываешься о том, что такие формы, как отчет и рецензия, также относятся к жанру статьи.

Она очень многогранна и разнообразна, актуальна и наполнена фактами, интересна и аргументирована.

Выясним, на какие же разновидности делят статью.

Информационная

Новости — то, что мы читаем каждый день

Сюда можно отнести:

  • новости. Особенность такой статьи в том, что авторского отношения к описываемому событию нет и быть не должно. Только конкретные факты, обрамленные в строгий деловой стиль, без лишних эмоций;
  • отчет. В нем обычно описываются итоги результата какого-либо мероприятия или события с добавлением авторского мнения и немного эмоциональной оценки. Например, отчеты могут писаться о тест-драйвах новой техники, машин и тому подобное;
  • интервью. Всем знакомо, что представляет из себя интервью – беседа с известной личностью, перед проведением которой журналист заранее готовит и редактирует вопросы, выбирает специальное помещение, заранее узнает всю информацию об интервьюируемом и так далее. К написанию такой статьи нужно всегда подходить с большой ответственностью;
  • статью-вопрос. Здесь уже автор может в полной мере дать волю своим писательским способностям и описывать события живым, эмоциональным языком. На поставленную проблему в такой статье нужно дать в полной мере развернутый ответ, рассмотреть пути ее решения, заставить читателя задуматься. В основном, вопрос ставится в самом заголовке, после прочтения которого сразу становится понятно, о чем пойдет речь;
  • описание. Порой одного лишь фактажа для изложения и хорошего восприятия информации бывает маловато. Поэтому журналисты обращаются к живому литературному языку. Для более четкого понимания иногда в статьи могут включать таблицы или списки;
  • инструкцию. Это тот вид статьи, который в полной мере отвечает на вопрос «как?». Здесь подробно описывается каждый шаг в помощь читателю достигнуть нужного результата. Зачин и концовку автор может как добавлять, так и опускать. Это не будет столь важным. Главное – дать нужную информацию и руководство к действию.

Сразу становится понятно, что такие статьи несут в себе больше информации, описание проблемы и повествование о каком-то событии.

Аналитическая

Главная особенность такой статьи – наличие анализа. 

Рецензии и отзывы помогают нам сделать выбор

Сюда можно отнести:

рецензию. Если вы хотите узнать, стоит ли идти на такой-то фильм или почитать такую-то книгу, вам нужно прочитать рецензию. Она описывает все недостатки и преимущества предмета речи, повествует о его качествах и дает всестороннюю оценку. Авторская позиция должна быть в большей мере объективной. Оценивая предмет речи, также нужно опираться на факты, использовать цитаты и не злоупотреблять эмоциональностью;
рекомендацию. Если в рецензии описываться будут как достоинства, так и недостатки, то в рекомендации лучше всего говорить все-таки о хорошем, при этом приводить примеры возможностей описываемого предмета;
отзыв. Это также анализ, но здесь уже будет хорошо чувствоваться авторская позиция и его отношение. Залог хорошего отзыва – понимание, для какой аудитории он пишется и что конкретно он должен выражать, подчеркивать;
прогноз

Для написания такого вида статьи важно придерживаться конкретики и использовать как можно больше аргументов в подтверждение своих слов. Чем меньше будет слов не по делу, тем лучше.

Автор должен рассуждать на поставленную тему, а не только «сыпать» фактами, но при этом его мнение должно оставаться объективным.

Художественная публицистика

Сюда отнесем:

  • эссе. Порыв души автора, эмоциональный всплеск, нестандартный взгляд на ситуации – все это как нельзя лучше характеризует эссе. Писатель выражает свое мнение, в нем должно быть меньше сухих фактов и больше эмоций, повествование должно цеплять читателя и пробуждать в нем игру воображения;
  • очерк. Для него характерны те же признаки, что и для эссе, но очерк также должны наполнять достоверный фактаж и описание реального события или ситуации;
  • фельетон. Такая публикация будет всегда нести в себе сатирические нотки, при этом описываемая ситуация должна быть только негативной. Таким образом фельетоном можно назвать высмеивание важных социальных тем, о которых не всегда принято открыто говорить. Это один из больших плюсов такой статьи.

Журналистское расследование как жанр

Журналистское расследование –
синтетический жанр, включающий в себя элементы и корреспонденции, и
репортажа, и статьи. Объектом журналистского расследования всегда
становится общественно значимая тема. Целью – определение причин и
виновников сложившейся ситуации, нахождение решения, которое
позволило бы впредь избегать подобных событий.

Благодаря четкой позиции автора, его
непосредственному участию в деле аудитория втягивается в
расследование, сопереживает, становится как бы со-расследователем
загадочной или «темной» истории. Читатель или зритель «вместе» с
журналистом опрашивает свидетелей, изучает документы, собирает
улики, сопоставляет факты, уличает «плохих» героев, противостоит
тем, кто хотел бы «замять» дело и т.д.

Виды жанров по содержанию

Прежде мы касались вопроса о форме написания и делили роды литературы именно по этому признаку. Однако направления можно трактовать шире

Очень важно содержание, смысл написанного. При этом термины в обоих списках могут «перекликаться», пересекаться

Скажем, рассказ попадает сразу в две группы: рассказы можно выделить по внешним признакам (короткий, с явно выраженным отношением автора), и по содержанию (одно яркое событие).

Среди направлений, разделяемых по содержанию, отметим:

  • комедии,
  • трагедии,
  • ужасы,
  • драмы.

Комедия – это, пожалуй, одно из наиболее древних направлений. Определение комедии многопланово: она может быть комедией положений, комедией характеров. Различают также комедии:

  • бытовые,
  • романтические,
  • героические.

Трагедии тоже были известны еще античному миру. Определение этого жанра литературы – произведение, исход которого непременно будет печальным, безысходным.

Публицистический стиль

Публицистический стиль связан, прежде всего, с общественно-политической сферой и является стилем средств массовой информации. Его основные функции – информирование, воздействие и просвещение. Он включает в себя четыре подстиля: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический. Из-за своей неоднородности и разнообразия задач публицистический стиль плохо поддаётся унифицированному описанию. Поэтому мы отметим только наиболее общие черты.

Поскольку публицистический стиль используется по преимуществу в журналистике, исследователи отмечают, что ему обязательно должны быть присущи документальная точность и логичность. Однако на практике это скорее некоторые пожелания, чем реальное положение дел: часто авторы жертвуют точностью и логичностью, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Неоспоримым является то, что публицистический стиль отличается оценочностью и эмоциональностью. Автор обращается к читателю не только затем, чтобы донести до него определённую информацию, но и сформировать у него некоторое отношение к этой информации.

В связи с этим особое значение приобретает форма, вид, способ подачи текста. В отличие от научного и официально-делового стилей, жанры публицистики редко имеют чётко заданную структуру. Тем не менее, в публицистике активно используются выразительные способности разделения текста на части с помощью заголовков, подзаголовков, выделения отдельных предложений крупным шрифтом и т.п. Их цель – зацепить читателя, поймать его на крючок.

По большому счёту, в публицистическом стиле употребляются все типы лексики: нейтральная, книжная, разговорная, научная, официально-деловая. Всё зависит от темы текста и его целевой аудитории. В публицистическом стиле можно отметить преобладание общественно-политической и гражданско-патетической лексики: «общественное сознание», «рыночная экономика», «вертикаль власти», «гражданское общество». Употребляются и так называемые газетизмы, которые часто встречаются в СМИ, но практически не используются в других стилях: «аграрий, оборотни в погонах, утечка мозгов, квасной патриотизм». В целях придания особой выразительности речи могут использоваться неологизмы, архаизмы, историзмы, экзотизмы. Слова часто употребляются в их расширенном значении: «политический рубеж», «география конфликта». Активно используются фразеологизмы и идиоматические выражения. В публицистическом стиле также распространены тропы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д. Нередки случаи использования языковой игры и иронии.

Что касается синтаксиса, то в публицистическом стиле присутствуют и простые, и сложные предложения. При этом в публицистическом стиле стоит избегать чрезмерного усложнения синтаксиса посредством введения многих причастных и деепричастных оборотов или придаточных предложений. Публицистический стиль стремится к лаконичности и наибольшему воздействию на читателя, поэтому для него характерны изящные синтаксические конструкции. Например, использование двоеточий и тире вместо союзов, эллиптические предложения, разбивка одного длинного предложения на несколько более коротких. Также часто используются риторические вопросы и восклицания. Если текст имеет агитационный характер, то в нём присутствуют императивы и прилагательные с модальным значением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: