- Отношения СССР и России с МВФ
- Программа подготовки и обучающие материалы для сдачи экзамена
- Модуль «Основы рынка ценных бумаг»:
- Модуль «Деятельность инвестиционного советника»:
- Деятельность НАУФОР
- История организации
- Структура
- Цели и задачи
- Состав Совета
- История
- Возможные структуры органов управления АНО
- Как работает Совет?
- История создания
- Достижения
- Законодательные инициативы
Отношения СССР и России с МВФ
Изначально сотрудничество с Международного валютного фонда в СССР рассматривалось как решение проблем структурной перестройки советской экономики. На одной из встреч Эдуарда Шеварнадзе с главой МВФ того времени отмечалось, что «в складывающемся новом характере международных отношений созрели условия для начала переговоров о присоединении СССР к МВФ». Участие в этой организации, подчеркнул на встрече, Шеварнадзе, в СССР рассматривали как логическое продолжение курса на широкое включение в современные меры хозяйственной связи.
Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.
Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов так объяснил причину отказа от вступления СССР в МВФ: «Роль сыграли догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».
Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.
В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.
В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:
- Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
- Снижение инфляции до 1% в месяц;
- Устранение внешнеторговых льгот;
- Либерализация экспорта нефти;
- Отмена экспортных пошлин до 1996 года.
В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.
Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.
Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.
Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.
В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.
Программа подготовки и обучающие материалы для сдачи экзамена
Финам Ниже представлена программа и ссылки на обучающие информационные материалы для подготовки и сдачи квалификационных экзаменов финансовым консультантам и инвестиционным советникам:
Модуль «Основы рынка ценных бумаг»:
- Рынок ценных бумаг. Функционирование финансового рынка. Понятие и виды ценных бумаг. Понятие и виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
- Участники рынка ценных бумаг. Инфраструктурные организации. Виды профессиональной деятельности. Брокерская и дилерская деятельность. Деятельность по управлению ценными бумагами. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Депозитарная деятельность. Деятельность по проведению организованных торгов и клиринговая деятельность. Деятельность инвестиционного советника. Совмещение видов профессиональной деятельности.
- Регулирование и саморегулирование на рынке ценных бумаг. Основные институты регулирования деятельности на рынке ценных бумаг. Полномочия Банка России в отношении деятельности на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг. Полномочия иных федеральных органов исполнительной власти в отношении деятельности на рынке ценных бумаг.
- Институты коллективного инвестирования. Коллективное инвестирование. Управляющие компании на рынке коллективных инвестиций. Паевые инвестиционные фонды. Негосударственные пенсионные фонды. Специализированные депозитарии на рынке коллективных инвестиций.
- Корпоративное право. Акционерные общества. Права акционеров. Управление акционерным обществом. Аффилированные лица. Раскрытие информации акционерным обществом.
- Налогообложение операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Объекты налогообложения. Налогообложение операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами для физических и юридических лиц. Особенности налогообложения индивидуальных инвестиционных счетов. Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами.
- Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Нормативная база ПОД/ФТ. Требования к специальным должностным лицам. Критерии операций, подлежащих контролю. Процедуры идентификации.
- Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Противодействие неправомерной деятельности на рынке ценных бумаг. Цели и меры защиты прав и законных интересов инвесторов. Инструменты противодействия недобросовестным практикам. Ответственность за нарушения прав и законных интересов инвесторов.
Модуль «Деятельность инвестиционного советника»:
- Требования к инвестицонному советнику. Порядок получения статуса инвестиционного советника. Квалификационные требования. Реестр инвестиционных советников. Стандарты деятельности инвестиционных советников. Программы автоследования и автоконсультрования. Отчетность инвестиционного советника.
- Квалифицированные и неквалифицированные инвесторы. Критерии признания инвестора квалифицированным инвестором. Финансовые инструменты, доступные квалифицированным и неквалифицированным инвесторам.
- Порядок определения инвестицонного профиля клиента. Сведения, используемые для определния инвестиционного профиля клиентов. Процедуры определения инвестиционного профиля клиента.
- Порядок предоставления индивидуальной инвестицонной рекомендации. Содержание индивидуальной инвестицонной рекомендации. Формы предоставления индивидуальной инвестицонной рекомендации.
- Правила контроля конфликта интересов. Конфликт интересов в деятельности инвестицонного советника. Стандарты контроля конфликта интересов.
- Внутренний контроль и риск-менеджмент инвестиционного советника. Внутренний контроль инвестиционного советника. Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Порядок взаимодействия с уполномоченным органом. Система управления рисками инвестиционного советника.
Деятельность НАУФОР
Торгуете вы на Московской бирже или же используете другие площадки, оказываете услуги по индивидуальному консультированию клиентов, стоит задуматься, чтобы стать участником организации, которая скорее оказывает объединяющую функцию, а не выступает органом контроля и надзора. Говоря простым языком, это что-то похожее на «профсоюз брокеров», подавляющее большинство которых являются юридическими лицами.
Говоря о зарубежных аналогах организации, стоит остановиться на FINRA.
ЦБ РФ прямо не контролирует работу этого органа, но при этом занимает такую позицию: если в решении конкретной ситуации НАУФОР не может повлиять на брокера, тогда Центральный банк включает свои механизмы. С целью расширения профессиональной грамотности и проведения информирования, ежегодно под эгидой организации проводится конференция «Российский фондовый рынок» в столице, а в Екатеринбурге — «Уральская конференция НАУФОР».
Для полноценной работы в сегменте НАУФОР предварительно нужно создать личный кабинет.
История организации
Изначально с 1994 года, когда был основан универсальный РГС банк, существовала Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), и буквально через полгода были очерчены основные правила Ассоциации. В начале в состав входили 15 компаний, что специализировались на внебиржевой торговле. А спустя год, в 1995, была создана Российская торговая система на базе этих участников. В конце этого же года на учредительном съезде было решено создать НАУФОР, где акцент был сделан именно на саморегуляции участников. Но при этом полную такую возможность организация получила лишь в 1997 году, когда в РФ была создана на законодательном уровне двухуровневая система регулирования.
Официальная регистрация прошла 21 июня 1996 года.
С этого периода организация выдает свое профильное СМИ — «Вестник Национальной ассоциации участников фондового рынка». Начиная с октября 2016 года, подписано соглашение с Российским Союзом промышленников и предпринимателей, а также Московской биржей.
Структура
Согласно официальной информации на сайте организации, предусмотрены такие органы управления:
- Общее собрание.
- Совет директоров.
- Руководство.
Отдельно выделяются подразделения:
- Управления и отделы.
- Специализированные органы.
- Филиалы.
Главным органом является Общее собрание компаний-членов этой Ассоциации, которое проводится один раз в 2 года. На нем избирается Совет директоров, а непосредственно руководит президент, срок полномочий которого 5 лет. На текущий момент эту должность занимает Алексей Тимофеев. Фактически, все участники структуры — эксперты в брокерской деятельности, знают нюансы рынка, что такое ROE, риски и преимущества работы с разными ценными бумагами.
Цели и задачи
Читая существующие отзывы об организации НАУФОР, стоит сразу обозначить, что членство в ней не только престижное, но и обязательное, согласно №223-ФЗ. Контроль за выполнением задач возложен на банк России. Учитывая то, что подобная организация не является единичной на рынке, по праву считается весьма авторитетной, поскольку выполняет такие задачи, возложенные на нее:
- проведение аттестации специалистов в финансах;
- экспертиза работы финансовых компаний;
- организация и проведение вебинаров, семинаров для бухгалтеров и руководителей;
- разработка стандарта операций, что имеют место на финансовом рынке;
- консультирование на предмет финансового законодательства;
- взыскание штрафов с тех участников, которые нарушают стандарты.
Фактически, работа НАУФОР направлена на консультирование, обучение, поддержку и самоконтроль участников фондового рынка.
Состав Совета
Совет Арктических государств, как официальная международная организация, был впервые собран в 1996 году. Тогда же 19 сентября была принята так называемая Оттавская Декларация — основной документ об учреждении Арктического совета. Там прописаны цели, с какими создается Совет, его состав, постоянные участники, статус наблюдателей — стран, не являющихся арктическими регионами, принципы, на которых основана деятельность форума. В составе Арктического совета находятся страны приарктического региона:
- Королевство Дания;
- Исландия;
- Канада;
- Королевство Норвегия;
- Российская Федерация;
- Соединенные Штаты Америки;
- Финляндская республика;
- Королевство Швеция.
Эти государства составляют большую Арктическую восьмерку (А8). Участие добровольное. Решение вопросов требует совместной работы всех государств, которые имеют территории в Арктике.
История
Датой возникновения НАТО можно считать четвертое апреля 1949 года, так как Ассоциация североамериканских стран и государств Европы была сформирована именно тогда в Вашингтоне.
Ее основная функция – защита Европы и Северной Атлантики от возможной агрессии со стороны СССР.
Первоначально инициаторами были Франция, Люксембург, Великобритания, Бельгия и Нидерланды.
В то время договор был подписан между следующими странами:
- Нидерланды,
- США,
- Дания,
- Канада,
- Бельгия,
- Великобритания,
- Италия,
- Исландия,
- Франция,
- Португалия,
- Люксембург,
- Норвегия.
Но чуть позже история возникновения знаменитой организации была пополнена следующими странами:
- Грецией и Турцией в пятьдесят втором году.
- ФРГ в пятьдесят пятом году.
- В восемьдесят втором Испанией.
Но впоследствии некоторые союзники покинули блок, были это: Франция, Греция и Испания. Причем вторая из перечисленных в 1980 примкнула опять.
Далее в девяносто седьмом первый раз поднялся вопрос о расширении за счет включения туда некоторых стран из бывшего Союза, и спустя пару лет в него вступили Венгрия, Чехия и Польша. На самом же деле заявку СССР отклонили по причине того, что альянс создавался против него. Поэтому основными инициаторами создания блока НАТО были те государства, которые имели противоречивое отношение к Советскому Союзу.
В пятьдесят пятом СССР создал свой союз, которое носил название Организация Варшавского Договора, но после распада государства, ОВД также развалилась.
Важно! НАТО продолжает расширять свою сферу деятельности и по сей день
Возможные структуры органов управления АНО
В уставе АНО обязательно должна быть указана структура органов управления Организации. Изобразим на схеме возможные варианты Управления АНО.
Вариант № 1. Если в АНО 1 (один) учредитель или несколько учредителей
Вариант № 2. Если в АНО только 2 (два) учредителя.
В соответствии с действующим законодательством АНО может создать один учредитель – физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может также выступать и руководителем АНО. Поэтому Вы самостоятельно можете создать АНО, не привлекая сторонних лиц. Данный набор органов управления является минимальным. (Вариант №1).
Если АНО создают минимум три учредителя, то структура органов управления может быть следующей: Собрание учредителей и Президент (Председатель, Директор). (Вариант №1).
Если учредителей только два и один из них будет руководителем АНО, то необходимо сформировать высший коллегиальный орган управления АНО, например, Совет. В совет должны войти минимум 3 лица. (Вариант № 2.)
Обратите внимание, что второй вариант структуры органов управления более сложный. Несмотря на то, что в АНО формируется высший коллегиальный орган управления, у Учредителя все равно остается исключительная компетенция по ряду вопросов
Например, только учредитель назначает единоличный исполнительный орган (председателя, директора, президента АНО). Единоличным исполнительным органом АНО Вправе быть один из ее учредителей-физических лиц.
Только учредитель АНО определяет условия заключения договора и принимает решение о его заключении и расторжении от имени АНО с Директором Организации.
К исключительной компетенции учредителя в АНО относят определение порядка приема в состав Учредителей Организации и прием новых учредителей в состав АНО. Вопрос о приеме новых учредителей в состав АНО принимается всеми учредителями единогласно.
Также учредители АНО принимают решение о преобразовании АНО в Фонд.
Как Вы видите, есть ряд вопросов, принять решения, по которым могут только учредители АНО и решение данных вопросов не может быть передано Совету.
Ранее было подмечено, что такая структура органов управления более сложная.
Если необходимо внести изменения в АНО — поменять устав, адрес, директора и принять нового учредителя. Если структура органов управления — Собрание учредителей и Директор, то здесь все просто. Нужно подготовить Протокол Собрания учредителей, которое примет решения по всем вопросам.
А вот если в Организации структура — Учредитель, Совет и Директор, то история уже совершенно другая.
В соответствии со статьей 29 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» к компетенции высшего органа управления НКО относится принятие решение об освобождение руководителя от должности и назначении нового руководителя. Но в АНО другая ситуация. Поэтому нужно подготовить Решение единственного учредителя (или протокол Собрания учредителей) о смене руководителя и приеме нового учредителя, а также Протокол Совета о смене устава и адреса АНО.
Выбирайте данную структуру, если у Вас уже был опыт работы с некоммерческими организациями. Если Вы с НКО еще не работали советуем выбрать наиболее простую и понятную структуру органов управления (Вариант №1).
Как работает Совет?
Международный Арктический совет — это комплекс взаимодействующих сторон. Из их числа стран-участниц в соответствии с установленным порядком, назначается Председатель сроком на 2 года. В 2017-2019 году Председателем Арктического совета является Финляндия, сменившая США.
Форум включает в себя сотрудничество с постоянными участниками, которые являются представителями коренных народов приарктических регионов. Официально они зарегистрированы, как члены Арктического совета:
- Алеутская международная ассоциация.
- Арктический совет атабасков.
- Инуитская циркумполярная конференция.
- Международный совет гвичинов.
- Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
- Союз саамов.
Роль постоянных участников заключается в широком обсуждении и принятии решений вопросов форума, поддержании интересов коренных народов приарктических регионов.
Широкий спектр вопросов решает Арктический совет. Наблюдатели этого международного форума, согласно декларации 1996 года, могут быть избраны и из числа стран, не входящих в приарктическую зону. Это могут быть всемирные, межправительственные, неправительственные, межпарламентские, региональные организации, которые участвуют в деятельности рабочих групп. Такими наблюдателями являются:
- Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы.
- Всемирная ассоциация пастухов северного оленя.
- Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
- Всемирный союз охраны природы.
- Комиссия ОСПАР.
- Консультативный комитет по защите морей.
- Конференция парламентариев Арктических стран.
- Международный комитет Красного Креста.
- Международный совет по исследованию моря.
- Национальное географическое общество.
- Организация Oceana.
- Программа ООН по окружающей среде.
- Программа развития ООН.
- Северный совет.
- Северный форум.
- Университет Арктики.
С интервалом в два года проводятся Заседания Совета Арктики, в котором участвуют министры иностранных дел государств Совета. Один раз в шесть месяцев собирается и работает Комитет старших должностных лиц Совета, состоящий из послов Министерств Иностранных дел стран-участниц А8.
В 2013 году был создан Секретариат Арктического совета. Целью создания административного органа были:
- обеспечение административного потенциала;
- поддержание институциональной памяти;
- расширение информационно-разъяснительной деятельности;
- предоставление грамотной поддержки во всех сферах работы Арктического совета.
Помимо рабочих мероприятий, проводятся различные конкурсы для молодежи, талантливых людей. Тематика такого творческого направления деятельности Совета различна, но неизбежно подчинена одной сфере — Арктике.
История создания
Согласно федеральному закону от 13.07.2015 № 223-ФЗ “О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка” членами СРО обязаны быть юридические и физические лица (ИП), которые относятся к следующим категориям:
- брокеры,
- дилеры,
- страховые компании,
- управляющие,
- депозитарии,
- МФО,
- инвестиционные советники и пр.
После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!
НАУФОР – одна из старейших и крупнейших СРО. История развития компании:
- 1994 г. – учреждение ПАУФОР (Профессиональной ассоциации участников фондового рынка). В нее вошли 15 компаний, которые решили разработать единые правила игры, поддерживать друг друга.
- 1995 г. – переименование ПАУФОР в НАУФОР на съезде участников, на котором договорились о создании саморегулируемой организации.
- 1996 г. – регистрация НАУФОР.
- 2016 г. – включение в единый реестр Банка России СРО.
Головной офис расположен в Москве. Региональная сеть представлена Северо-Западным (г. Санкт-Петербург), Уральским (г. Екатеринбург) и Казанским филиалами.
Достижения
Масштабные проблемы, решение которым ищут страны-участницы и наблюдатели Арктического совета, касаются всего современного сообщества. Юридические соглашения, которые подписываются в рамках данной организации, касаются климатических изменений, проведения спасательных операций, развития и сохранения фауны и флоры региона, поддержание социальной и экономической жизни коренных народов приарктического региона. Кстати, первое соглашение, получившее статус юридического документа, а не рекомендательного письма, было подписано арктической восьмеркой в 2011 году. Оно носит название «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике», а инициатором его выступила Россия.
Арктический совет работает уже 20 лет. За эти годы было проведена огромная научно-исследовательская работа, касающаяся различных тем, актуальных для Арктики и приарктического региона: изменения климатических условий, загрязнения снегов, льдов и вод Арктики, судоходства, безопасности, поиска и помощи, туризма, растительного и животного мира региона, национального содружества и сохранения самобытности коренного населения.
Мир и стабильность, добрая воля и соблюдение международного права — вот принципы работы Арктического совета.
Законодательные инициативы
Те, кто часто читают финансовые форумы, могли заметить, что квалифицированные инвесторы и брокеры также подчеркивают еще одно направление работы — законодательные инициативы от этой организации. Выступая, своего рода, посредником между ЦБ, инвесторами и брокерами, Ассоциация несколько выступала с такими инициативами:
- Уменьшить денежный порог для того, чтобы получить статус квалифицированного инвестора.
- Расширить свободу деятельности российских брокеров, таким образом, поднять доступность ценных бумаг разных компаний для россиян.
- Снизить жесткие требования что выдвигаются к финансовым советникам.
Подчеркну: в 2021 и 2021 году в РФ из-за довольно низкой ключевой ставки, клиенты стали отдавать преимущество брокерским счетам, а не депозитам, как инструменту вложения своих средств. При этом некоторые брокеры оказались неготовыми выполнять работу качественно, и инвесторы потеряли деньги. Сам же ЦБ высказывал решительную критику касательно роста количества посредников и их большую популярность в сравнении с банками.
Не последнюю роль в урегулировании конфликта сыграла НАУФОР, по инициативе которой были внедрены новые стандарты для начала брокерской деятельности и проведены конференции, обучающие программы для повышения финансовой грамотности непосредственно инвесторов. Разумеется, что специалисты не только проводят тренинги, семинары, для брокеров, бухгалтеров, управляющих компаний, но еще тщательно изучают рынок, чтобы определить потенциальные риски и возможности дальнейшего развития. А если вам интересно, что такое дефолт, причины его наступления и первые «негативные звонки», читайте статью на gq-blog.com.
В отличие от ФСФР — федеральной службы по финансовым рынкам, которая направлена на контроль всех участников сферы, включая страховые компании, НАУФОР оказывает скорее саморегулируемую деятельность, проводит операции, направленные на повышение уровня информированности и знаний участников фондового рынка, выступает с законодательными инициативами в этом сегменте.
О первом, что в подчинении Правительства РФ, многие говорят с негативным подтекстом, ссылаясь на то, что задача службы скорее «задушить» брокеров. На сайте НАУФОР собрана нормативная база касательно работы и этого государственного органа. О национальной ассоциации тоже не всегда лестные отзывы, в которых подчеркивается скорее номинальная ее работа, а не реальная помощь брокерам, финансовым консультантам. Традиционно в конце статьи самой ассоциации желаю процветания, только нужных законодательных инициатив, что будут поддержаны, а ее участникам карьерного роста и прибыли.
Автор Ganesa K.
Профессиональный инвестор с опытом работы 5 лет с разными финансовыми инструментами, ведет свой блог и консультирует вкладчиков. Собственные эффективные методики и информационное сопровождение инвестиций.