Формула roi: как считать и использовать в маркетинге

Формулы расчета

Любая рентабельность показывает эффективность измеряемого фактора по отношению к затратам, вызвавшим рост чистой прибыли. Рентабельность продукции – это отношение чистой прибыли к себестоимости. Рентабельность предприятия – отношение чистой прибыли к сумме активов (основных фондов и оборотных средств) предприятия. Как правило, измеряется в процентах, реже показывают в виде коэффициента. Не исключение и рентабельность инвестиций – это отношение чистого дохода к сумме вложений.

Для расчета показателя надо получить данные о:

  • затратах, которые несет предприятие или инвестор на организацию нового проекта, мероприятия, вложений;
  • доходах, которые получает организатор от реализации новых проектов, мероприятий, вложений;
  • инвестиций (на покупку ценных бумаг в портфель, бюджет на рекламу, вложения в производство, стартапы).

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Формула рентабельности инвестиций выглядит так:

Коэффициент покажет, эффективно мероприятие или нет. А при сравнении нескольких проектов позволит принять решения об изменении стратегии. Например, отказаться от малоэффективных каналов продвижения, низкодоходных активов или что-то поменять в продвижении товара, например, по-другому настроить рекламу для повышения охвата аудитории и конверсии.

Еще один важный момент – расчет показателя только за один период не даст объективной картины. Обязательно надо рассматривать динамику, тогда и решения будут более взвешенными, нацеленными на повышение эффективности.

Как определить доходность инвестиций

Доходность инвестиций оценивается абсолютными или относительными показателями. Абсолютные определяют доходы в денежных единицах, а относительные показывают прибыль в сравнении с затратами (материальными, финансовыми, трудовыми и т.д.). Для определения доходности капиталовложений нужен анализ всех имеющихся ресурсов. Для этого существует несколько этапов:

  • Расчёт финансового анализа фирмы по балансу и другим отчётам;
  • Расчёт объёмов капиталовложений;
  • Определение количества вкладов с учётом инфляции и других возможных трудностей.

Общая формула определения доходности вложений:

ROI = (прибыль от вложений / объёмы вкладов) * 100% (в этом случае важным является не абсолютное значение, а его динамика).

Какой ROI считается хорошим

Результат ROI в маркетинге определяется так:

  • ROI > 100 — проект приносит прибыль.
  • ROI = 100 — проект окупился, но не приносит прибыль. Пересмотрите проект и проверьте, какой процесс не дает вам развиваться.
  • ROI 100 — инвестиции не окупились, вы вложили больше, чем получили. Подумайте, стоит ли продолжать вкладывать в проект деньги, но для начала сравните остальные показатели эффективности.

Пример. Если мы берем рекламную кампанию в Яндекс.Директ и наш ROI получается меньше 100%, лучше отказаться от такого канала продвижения. Если мы инвесторы и вложили свои деньги в стартап, эффект от него будет виден не сразу, а через какое-то время. В этом случае анализ показателя эффективности вложений проводят через несколько месяцев.

Для фондовых и валютных рынков ROI подходит как положительный, так и отрицательный. Инвесторы вкладывают средства в недооцененные активы, которые со временем изменяются в цене. В данном случае может наблюдаться рост и падение акций за пару часов.

Разберем показатель ROI, пример расчета коэффициента инвестиций для акций:

Инвестор вложил свои деньги в акции. Их стоимость в марте составила 8 долларов. За месяц с акций идут дивиденды — 0,5 доллара. В июле акции выросли до 20 долларов. Инвестор их продал и получил прибыль:

Чистый доход + Дивиденды = (20 – 8) + (0,5 х 5) = 14,5 доллара.

(0,5 x 5) — это дивиденды за 5 месяцев: с марта по июль.

ROI = 14,5 / 8 х 100% = 181,25%.

У нас получился высокий показатель ROI, что говорит об удачном времени продажи акций и получения прибыли с них. За каждый потраченный доллар мы получили 1,8 доллара.

Мы ранее уже говорили о том, что не стоит опираться только на итоговое значение показателя ROI. Расскажем на примере, когда показатели доходов и расходов важнее:

Есть две компании и их показатели. Три первых показателя нам даны по умолчанию.


Данные ROI, расчет показателей выполнен в Excel

Распишем нашу таблицу по формулам:

Расчет чистой прибыли:

Компания Альфа. 6500 – 2600 = 3900 рублей.

Компания Бета. 26400 – 15300 = 11100 рублей.

ROI — формула расчета: Чистая прибыль / Расход.

Компания Альфа: 3900 / 2600 х 100% = 150%.

Компания Бета: 11100 / 15300 х 100% = 72,5%.

Что же мы получаем? Первая компания показывает высокий процент рентабельности инвестиций. Вторая компания при низком показателе смогла реализовать большее количество товаров и получить в 3 раза больше прибыли.

При условии, если ваш ROI ниже 100% и рекламные кампании не приносят убытков, вы можете наращивать производственные мощности и оптимизировать маркетинговые расходы, а затем увеличивать коэффициент рентабельности инвестиций.

Как считать

Для подсчета коэффициента окупаемости необходимо воспользоваться следующей формулой:

ROI = (доход – затраты) / затраты × 100 %.

Считать данный показатель можно как за все мероприятие в целом, так и за его отдельные периоды.

Например, ваш месячный бюджет на рекламу в Яндекс.Директе составил 5000 рублей. За этот же месяц из него к вам пришли клиенты, которые совершили покупки на сумму 20 000 рублей. Расчет RO будет выглядеть следующим образом.

Нам необходимо от дохода отнять затраты на рекламу, а затем полученное значение поделить на сумму затрат на рекламу. Чтобы перевести конечный результат в проценты, умножаем его на 100 %. Как это выглядит:

(20000 – 5000) / 5000 × 100 % = 300 %.

Окупаемость данной рекламной кампании составила 300 %. То есть каждый потраченный рубль возвращается и приносит дополнительно 3 рубля. Зная все необходимые исходные данные, можно посчитать ROI как для отдельного периода (месяц, год, время акции), так и для всего мероприятия в целом. Когда данный показатель слишком мал, реклама считается неэффективной и, как правило, ее перестают финансировать.

Проблема заключается в том, что при подсчетах ROI не учитывается множество различных факторов. Хорошим примером является продажа авто. Люди не покупают автомобили сразу. Они долго выбирают и могут перейти на сайт сегодня, а совершить покупку через месяц. При расчете ROI учесть такие события невозможно. Кроме того, разовая продажа одного дорогого авто может перевернуть все расчеты.

Еще одним хорошим примером является реклама на улицах (билборды, плакаты, баннеры и т. д.). Невозможно узнать, кто именно из клиентов пришел, увидев данную рекламу. Также коэффициент окупаемости не показывает общей полезности проводимых маркетинговых мероприятий, насколько улучшились отношения с потребителем после кампании. В связи с этим ROI чаще всего применяют для подсчета отдельных (разовых) инвестиций. Причем сам результат показывает только финансовую полезность.

Пример

 

Доход от кампании

Расход на кампанию

ROI

Директ

9700

2780

249%

AdWords

8600

2530

240%

Объявление

5000

4000

25%

Отсюда видно, что Директ рентабельнее AdWords, а объявление в газете неэффективно. Каждая 1000 рублей, вложенная в Директ, возвращается и приносит дополнительно 2490 рублей. Точно так же проводится расчет различных рекламных кампаний для одного товара или услуги. После чего делаются соответствующие выводы о рекламной кампании.

Такой срез коэффициента можно проводить каждый раз после изменения кампании. Таким образом, легко составляется полная картина того, какие действия и изменения на что влияют. Это позволяет в короткий срок максимально оптимизировать рекламу и маркетинговые акции, проводимые компанией.

Что такое рентабельность инвестиций

Говоря о том, что такое рентабельность — стоит изначально упомянуть ряд синонимов, среди которых доходность, прибыль, окупаемость, возврат, чистая (строгая, белая) доходность, норма доходности, а то и вовсе чистая прибыль. Разумеется, что каждого из нас, кто прямо или частично связан с вложениями и пассивным доходом, интересует вопрос — как увеличить и стабилизировать на высоком уровне рентабельность активов, чтобы и доход стабильно увеличивался, и риск потерь минимизировался.

 
Рентабельность — определенный финансовый показатель, демонстрирующий сроки и показатели возвратности инвестиций.

Хочу обратить ваше внимание на то, что рентабельность это, по сути, не всегда плюсовой показатель, ведь она может быть отрицательной, если что-то пошло не так, и слишком высокие риски все же взяли верх и инвестор потерпел убыток или потери. Но без этого сложно понять ценность грамотного расчета и в дальнейшем минимизировать риски, научиться на своих ошибках, а еще лучше на своих

Зная основные показатели можно провести расчет доходности инвестиции наперед, но, разумеется, это не точный, а ориентируемый показатель.

Понятие коэффициента ROI

ROI расшифровывается как Return on Investment и представляет собой коэффициент окупаемости инвестиций. Он позволяет оценить результаты вложений, то есть их прибыльность либо убыточность для компаний

Вложениями в данном случае считается все: от значительных инвестиционных проектов до текущих затрат, причем во внимание принимаются расходы на зарплату, содержание помещения, продукцию, ПО, налоги, пр. Далее рассчитывают доход, полученный за интересующий период, и определяют рентабельность

Данный показатель играет немаловажную роль при оценке затрат на продвижение в рамках маркетинговой деятельности. Благодаря ему становится очевидно, эффективна ли рекламная кампания и какой объем средств придется потратить на дальнейшие маркетинговые проекты. Если вы знаете, как рассчитать ROI, то сможете четко представлять себе суммы, которые расходуются на содержание вашего маркетингового отдела.

ROAS (Return on Ad Spend) показывает, какой объем прибыли получен за счет проведения пиар-кампаний

Здесь во внимание принимаются исключительно вложения в продвижение и доходы от потребителей, которые решили сотрудничать с фирмой после просмотра рекламы

ROMI (Return on Marketing Investment) свидетельствует об уровне окупаемости маркетинговых инвестиций.

ROI является показателем окупаемости инвестиций вне зависимости от их типа, поэтому в данном случае учитываются все затраты, связанные с работой предприятия.

Как рассчитать ROI? Формула расчета

Смысл рентабельности несложен: это чистый доход, полученный от  инвестиции (включая ее продажу) относительно стоимости ее приобретения. Обычно рассчитывается и приводится в процентах.

Формула: Чистый доход / стоимость инвестиции

Пример: допустим, вы купили акцию за 100 рублей, получили 10% дивидендов (10 рублей), и продали ее за 120 рублей.

Тогда ROI  инвестиции составит: / 100  = 30%

Понятно, что если цена продажи была бы, скажем, 80 рублей, то инвестиция выйдет убыточной и РОИ математически получится отрицательным. Используя этот коэффициент можно очень быстро оценить, какие инструменты в портфеле приносят больший доход.

Кроме того, универсальность коэффициента позволяет использовать его для сравнения самых разных инвестиций, в том числе относящихся к разным классам: акции, облигации, паевые фонды, недвижимость, прямые инвестиции в бизнес и т.д. Например, рентабельной будет операция сдачи квартиры, если квартирная плата выше ежемесячного взноса по ипотеке. Умножим разницу на 12 и разделив на первоначальный ипотечный взнос, получим численное значение коэффициента.

Сложности  и ошибки

  1. Чаще всего ROI используют для того, чтобы сравнить эффективность уже совершенных инвестиций, когда у вас уже есть достоверная цена продажи, либо текущая цена, по которой можно продать. При оценке РОИ еще не совершенной инвестиции возникает необходимость предполагать, какой будет будущая цена продажи – и, таким образом, вносить поправки на потенциальные изменения будущей стоимости, что уже искажает изначальный смысл коэффициента.

  2. Сама по себе формула не учитывает время владения инвестицией. Следовательно, для того, чтобы использовать ее для активов с разным сроком владения, необходимо ввести дополнительную поправку.  Например, если в портфеле есть акция А со сроком владения 2 года и ROI 30%, и акция B, удерживаемая 1 год и ROI 10%, то для сравнения нужно РОИ акции А разделить на 2.

  3. Наиболее распространенная ошибка  — не учитывать при расчете стоимости инвестиции различные дополнительные расходы, такие как транзакционные издержки и  налоги. При расчете РОИ по вложениям в недвижимость следует не забывать про включение в стоимость инвестиции комиссионных брокеров, эксплуатационные издержек, налоговые выплаты и т.д.

Формула для расчета коэффициента возврата ROI

На самом деле формул несколько. Самая простая выглядит следующим образом:

ROI = (доход – себестоимость) / сумма инвестиций * 100%.

Если оцениваются активы, цена которых изменяется со временем, например, акции, то (доход-себестоимость) заменяется на (прибыль-сумма) инвестиций.

Подобный расчет подходит для расчета в данное время, на краткосрочную перспективу. Когда необходимо оценить перспективу, на определенный срок, в формулу добавляется период. В этом случае используется одна из нижеприведенных формул:

  • ROI = (Сумма инвестиции к концу периода + Доход за выбранный период – Размер осуществленной инвестиции) /Размер осуществленной инвестиции * 100%.
  • ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена покупки)) / Цена покупки * 100%.

Как можно заметить, эти формулы для расчета достаточно гибкие, а значит, могут быть использованы для различных финансовых инструментов в работе. Часто в результате доказывается принцип Парето, актуальный для работы, в том числе, на финансовом рынке.

Преимущества и недостатки коэффициента ROI

Одно из наиболее весомых достоинств предварительного расчета коэффициента является помощь инвесторам в выборе наиболее эффективных активы. Чем выше коэффициент, тем более привлекательным актив будет для вложений. Однако это далеко не все преимущества.

  • При расчетах учитывается время и изменения актива за заданный период.
  • Учитывается не только краткосрочная прибыль, но и прибыль на долгосрочную перспективу.
  • Адекватно оцениваются проекты с различным масштабом производства и продажи – актуально при оценке бизнеса.
  • Учитываются также проценты, которые необходимо будет отдавать в случае использования заемных средств.
  • Используются различные показатели, благодаря гибкости формулы.

При этом помним, что не существует ни одного универсального инструмента, который бы не имел слабых сторон. В случае с коэффициентом возврата инвестиций, это:

  • не учитывается обесценивание денег со временем;
  • сам по себе коэффициент не дает оценку прибыльности;
  • долгосрочные прогнозы остаются достаточно туманными, а уровень инфляции не учитывается.

Так что подобные расчеты не стоит воспринимать как некую волшебную палочки при выборе направлений для инвестиций. А вот в комплексе с иными вычислениями инструмент показывает себя как здравый способ оценить рентабельность, окупаемость и доход в будущем.

Нужен ли вам расчет коэффициента ROI

Если оценивать работу современных инвесторов и бизнесменов, то их условно можно поделить на три группы:

  • кто-то в принципе не слышал о ROI, и их это не беспокоит;
  • вторые слышали, но не пробовали самостоятельно рассчитывать возвратность инвестиций;
  • наконец, третья группа – это те люди, которые знают, понимают и используют формулу в своей работе.

Кто-то уверен в эффективности такого подхода, кто-то предпочитает иной способ анализа, иные формулы и расчеты. Как вы уже догадались, работа каждого инвестора достаточно индивидуальна для того, чтобы иметь право делать выбор.

Мы перечислили сильные и слабые стороны такой оценки, однако, выбор инструментов для инвестиционного анализа всегда остается за вами, так что вам и решать, что использовать, а что – оставить без внимания.

В каких случаях ROI не работает

Несмотря на то, что ROI – это показатель эффективности, на который часто ссылаются многие инвесторы, не во всех случаях стоит обращать на него внимание. Это далеко не универсальный инструмент

В мировой практике было множество случаев, когда даже положительные значения ROI говорили о бессмысленности инвестиций.

Вот один из случаев, когда ROI не работает:

Продажа услуг, где клиент принимает решение не сразу. Например, если на продажу выставлена машина, квартира или другая дорогая вещь. В таких случаях клиент не будет сразу принимать решение, а уйдет в раздумья, взвесит все за и против. Он может перейти по рекламному баннеру, но покупку совершит только спустя какое-то время. В результате ROI будет изменяться по определенной временной шкале. 

Как видите, расчет эффективности и окупаемости – это очень интересный процесс, но требуются необходимые знания, чтобы посчитать все правильно.

Итак, мы разобрали основные аспекты ROI. Он отображает окупаемость и финансовую эффективность. Не всегда стоит опираться на его значения, так как все зависит от той сферы, в которую вы хотите вложить деньги.

2 примера расчета ROI

Далее покажем, как рассчитать ROI при помощи простых примеров.

Допустим, фирма выбрала один из доступных каналов для продвижения своего товара – пусть это будет пост соответствующего содержания на странице популярного блогера в «Вконтакте»

В данном случае неважно, какое количество публикаций было и с каким посылом

Итак, реклама на площадке «Вконтакте» дала следующие цифры:

  • вложения– 12 000 рублей;
  • доход – 76 700 рублей.

Иными словами, потрачено 12 000, и реклама привела клиентов, которые купили товар на 76 700 рублей.

Далее нужно подставить значения в формулу:

ROI = (76 700 – 12 000) / 12 000 = 5,39 и умножать на 100 %.

В соответствии с формулой расчета, ROI находится на уровне 539 %. Получается, что каждый вложенный рубль принес почти 5,5 рубля – хороший результат.

Поэтому рассчитаем ROMI, не забыв про основные затраты на изготовление товара:

ROMI = (валовая прибыль — инвестиции в маркетинг) / инвестиции в маркетинг.

Представим, что фирма занимается изготовлением надувных лодок и продает их по 250 000 рублей, причем себестоимость изделия составляет 100 000 рублей. Компания разместила рекламу за 15 000 рублей в журнале для рыбаков и охотников и получила пару заказов. В результате удалось продать две лодки.

Начнем с расчета валовой, или грязной прибыли, от двух единиц продукции:

  • валовая прибыль = валовая выручка — себестоимость реализованной продукции;
  • валовая прибыль = (2 × 250 000 руб.) — (2 × 100 000 руб.) = 300 000 руб.

После чего необходимо вспомнить, как рассчитать ROI в рекламе:

  • ROI = (валовая прибыль — инвестиции в маркетинг) / инвестиции в маркетинг.
  • ROI = (300 000 – 15 000) / 15 000 = 19 и умножить на 100 % => 1 900 %.

Получается, что рубль, вложенный в рекламу, обеспечивает чистые 19 рублей. Перед нами удачный пример инвестиций, поэтому можно смело назвать выбранный журнал настоящей находкой для данной ниши. Разумным решением будет увеличение рекламного бюджета для печати в этом издании.

Как считается ROI

ROI – это аббревиатура с английского «Return of investment», означающая коэффициент окупаемости инвестиций. Показатель позволяет понять, окупились ли вложения и если да, то насколько. Его еще называют ROMI – возврат маркетинговых инвестиций. Между ними нет разницы, кроме как в названии. ROMI считает возврат не всех инвестиций, а только связанных с продвижением бренда или товара.

Приводим формулу ниже:

Это показатель схож с ROAS, который просто считает окупаемость расходов на рекламу. Он имеет примитивную формулу: доход /расход.

Рассмотрим на примере. 

Вы заказали рекламу Вонтакте с бюджетом 15 тыс. рублей (включая услуги таргетолога). РК принесла 20 заявок с чеком на 3000 каждая. 

Занимаетесь бизнесом? Подпишитесь на Telegram-канал основателя FireSEO, предпринимателя с 10+ летним опытом, Романа Джунусова. В канале только личный опыт про бизнес, управление и саморазвитие.

Коэффициент ROAS будет следующим: 20*3000/15000 = 4. То есть 1 затраченный рубль принес 4. Иногда коэффициент умножают на 100 и выдают как ROI (ROMI). 400 % смотрится, конечно, впечатляюще.

А теперь рассмотрим, как это выглядит в ROI: (20*3000 – 15 000)/15 000 *100 = 300 %. Как вы видите, цифры уже хуже, но все равно хорошие. Это говорит о том, что рекламная кампания прошла успешно, и есть смысл вкладываться в нее дальше. 

Заметим, что целесообразно считать доход, полученный от размещения рекламы, именно по отношению к стоимости размещения, то есть по приведенной выше формуле.

Подсчет ROI (ROMI) позволит выявить наиболее эффективные каналы продвижения и отсеять убыточные. Например, вы запустили РК товара стоимостью 1,5 тыс. рублей по 4 каналам. Вам нужно выбрать два наиболее эффективных из них. Посчитаем ROI с учетом результата.

Канал

Количество заявок (прибыль)

Расход на РК

ROAS

ROI

30

15000

300 %

200 %

Яндекс.Директ

60

25000

360 %

260 %

AdWords

25

25000

150 %

50 %

Объявление в газете

5

5000

150 %

50 %

Как видно, реклама в ВКонтакте и Директе оказалась прибыльной, а последние два канала – убыточными. Но если смотреть только на ROAS, кажется, что реклама сработала, хотя на самом деле это не так. Подсчет ROI позволит сэкономить деньги, не тратя их на впустую.

Внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return, IRR)

Под внутренней нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиций (JRR) понимают значение ставки дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR=i, при котором NPV= f(i)=0

Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.

На практике любое предприятие финансирует свою деятельность из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т. п., т. е. несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих доходов, можно назвать ценой авансированного капитала (capital cost — СС). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.

Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя СС (цены источника средств для данного проекта). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова:

  • если IRR > СС, то проект следует принять;
  • если IRR < СС, то проект следует отвергнуть;
  • если IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Еще один вариант интерпретации состоит в трактовке внутренней нормы прибыли как возможной нормы дисконта, при которой проект еще выгоден по критерию NPV. Решение принимается на основе сравнения IRR с нормативной рентабельностью; при этом, чем выше значения внутренней нормы рентабельности и больше разница между ее значением и выбранной ставкой дисконта, тем больший запас прочности имеет проект. Данный критерий является основным ориентиром при принятии инвестиционного решения инвестором, что вовсе не умаляет роли других критериев.

Для расчета IRR с помощью таблиц дисконтирования выбираются два значения коэффициента дисконтирования i1 < i2 таким образом, чтобы в интервале (i1,i2) функция NPV = f(i) меняла свое значение с «+» на «-» или с «-» на «+».

Далее применяют формулу:

где i1 — значение коэффициента дисконтирования, при котором f(i1) > О (f(i1) < 0),
r2 — значение коэффициента дисконтирования, при котором f(i2) < 0 < f(i2) > 0).

Подведем итоги

Итак, оценить результаты автоматизации после внедрения системы можно. Одна и та же методика становится инструментом для обоснования необходимости автоматизации, правильного выбора решения и параметров проекта, а также для оценки полученных результатов.
Формулы расчета эффективности являются общедоступными, и для корректности расчетов гораздо важнее выработать правильные методики сбора и интерпретации исходных данных. Необходимо выбрать обоснованные подходы к сбору и обработке экспертных оценок (правильный выбор респондентов, формы опроса и обсуждения оценок, финального расчета экспертного мнения).

Антон Шматалюк, Андрей Коптелов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знай и умей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: